:: LEX :: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ «СТАЛИНСКОГО ПЛАНА» ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ В СФЕРЕ ЛЕСОВОДСТВО НА УКРАИНЕ
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 27)

Термін подання матеріалів

17 листопада 2020

До початку конференції залишилось днів 18


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ «СТАЛИНСКОГО ПЛАНА» ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ В СФЕРЕ ЛЕСОВОДСТВО НА УКРАИНЕ
 
13.09.2011 15:25
Автор: Киндюк Борис Владимирович, кандидат юридических наук, доктор географических наук, професор, Мариупольский государственный университет
[Теорія та історія держави і права. Історія політичних і правових вчень. Філософія права]
В статье рассмотрено содержание, организационно-правовые основы реализации на Украине «сталинского плана преобразования природы» в сфере лесоводства на Украине
Ключевые слова: сталинский план преобразования природы, нормативно-правовой акт, искусственные леса, правовое регулирование.
Актуальность темы исследования связана с тем неудовлетворительным состоянием, в котором находятся леса Украины. Для решения этой проблемы необходимо увеличение площадей искусственных лесов. С этой целью может быть использован исторический опыт накопленный в годы реализации «сталинского плана» преобразования природы.
Анализ публикаций показывает, наличие малого количества работ посвященных данной проблеме. Это работы Л.И. Дембо. Б. А. Крынской, В. И. Лозо, Д. Н. Исупова.
Целью работы является исследование организационно - правовых основ реализации «сталинского плана» преобразования природы.
Изложение материалов исследования необходимо начать с того, что официальным названием законодательного акта постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. являлось «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» [2]. Спецификой тогдашней советской правовой системы определяется высокий уровень юридической силы этого документа. Причина заключалась в том, что законодательный акт являлся совместным постановлением Центрального Комитета Коммунистической Партии и высшего органа государственной власти – Совета Министров СССР. Это означало привлечение к его реализации всего партийного аппарата, что значительно увеличивало уровень и качество исполнения документа. Кроме этого, законодательный акт подписал И.В. Сталин, являвшийся на тот исторический момент одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) и Председателем СМ СССР, а на самом деле единоличным диктатором, обладающим неограниченной властью.
Невзирая на достаточно сложное и длинное название документа, основная идея, заложенная в нем, состояла в создании искусственных лесов. С помощью увеличения площадей этого природного ресурса планировалось значительно улучшить микроклимат, защитить земли от эрозии, суховеев и поднять урожаи сельхозкультур. Исходя из этого, законодательный акт следует считать крупнейшей и масштабнейшей программой во всей мировой истории лесоводства программой по созданию искусственных лесов.
В 1948 г. в СССР сложился комплекс условий повлиявших на необходимость подготовки и введения в действие законодательного акта предусматривавшего коренные преобразования природы. Нормативный документ состоял из восьми разделов. В первом из них ставилась задача по созданию восьми крупных лесных государственных полос. К большому сожалению, по территории Украины лишь частично должна была пройти, так называемая «белгородская полоса» длиной 500 км.
С целью технического, научного и организационного обеспечения выполнение плана документ ставил перед Министерством лесного хозяйства СССР и Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук задачу по подготовке технических планов создания лесонасаждений.
С целью руководства работами по посадке искусственных лесов п. 7 документа обязывал Министерство лесного хозяйства СССР создать новую организационную структуру состоящую из трех территориальных управлений. В дополнении к этому, образовывалось проектно – изыскательское объединение «Агролеспроект». При  этом, деятельность этих трех управлений не распространялось на территорию Украины.
В период с 1949 по 1965 гг. в республике планировалось создать силами колхозов 791.5 тыс. га, силами совхозов 105.1 га защитных лесонасаждений. Для условий Украины важное значение имел п. 10 документа предусматривающий работы по облесению песков, оврагов, балок водоразделов рек. Согласно п. 11, министерствам сельского хозяйства, совхозов, лесного хозяйства СССР, руководящим партийным и советским органам ставилась задача по подготовке в трех месячный срок единых планов облесительных работ. Законодательный акт указывал, что такие планы должны быть подготовлены по каждой республике, области, району и доведены до каждого конкретного хозяйства.
Реализация законодательного акта на первом этапе проходила на Украине достаточно успешно. По данным П. Г. Вакулюка за период 1949 – 1952 гг. колхозы и совхозы республики ежегодно высаживали искусственные леса на площади 66 тыс. га или в два раза больше запланированных показателей              [1, с. 484]. К числу недостатков в деле реализации законодательного акта необходимо  отнести следующее. Во – первых существовал всесоюзный шаблон посадки деревьев, который не подходил к украинским условиям. Результатом такого подхода являлась слабая приживаемость деревьев и большие потери лесоматериала. Во – вторых, имелась директива Министерства сельского хозяйства запрещающая создавать поля внутри лесных полос площадью менее100 га. Эта норма также не годилась для украинских степных условий. Так, после смерти в марте 1953 г. И. В. Сталина в стране резко изменилась политическая ситуация. Отрицательным последствием новой политики стало постановление СМ СССР от 20 апреля 1953 г. № 1144, согласно которого приостанавливалась все работы по защитному лесоразведению. С целью выполнения этого законодательного акта ликвидировались все лесозащитные станции, сокращались должности агромелиораторов, а планы по искусственным лесопосадки исключались из общей отчетности всех организаций.

Литература:
1.    Вакулюк, П. Г. Нариси з історії лісів України / П. Г. Вакулюк. – Фастів.: Поліфаст, 2000 – 624 с.
2.    Сталинский план преобразования природы. Великие стройки коммунизма / Сборник документов. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. -  86 с.

e-mail: vlad191189@yandex.ru

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ПОРІВНЯЛЬНИЙ АНАЛІЗ ОСНОВНИХ ПРИНЦИПІВ ПРОЦЕСІВ РЕАЛІЗАЦІЇ ОСВІТИ В ВИЩИХ ЮРИДИЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ В УКРАЇНІ ТА США: АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ТА МЕТОДОЛОГІЯ ЇХ ВИРІШЕННЯ
11.10.2011 19:54
ВПЛИВ ЗВИЧАЄВОГО ПРАВА НА ФОРМУВАННЯ СУЧАСНОГО УКРАЇНСЬКОГО КОНСТИТУЦІОНАЛІЗМУ
06.10.2011 15:33




© 2006-2020 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше