:: LEX :: РЕТРОСПЕКТИВА АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 18)

Термін подання матеріалів

11 грудня 2019

До початку конференції залишилось днів 20


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

РЕТРОСПЕКТИВА АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
 
07.02.2012 11:27
Автор: Тодуа Тамрико Леонтовна, аспирант Института экономико-правовых исследований НАН Украины
[Секція 9. Господарське право. Господарське процесуальне право]

В ходе становления рыночных отношений в Украине развитие получила торгово-посредническая деятельность, что обуславливает актуальность института коммерческого посредничества. Овладев отдельными сегментами рынка, производители стремятся продвинуть свою продукцию на новый рынок, что обусловлено ожиданием увеличения прибыли на новых рынках. Институт посредничества позволяет субъектам хозяйствования заниматься непосредственно бизнесом, переложив организационную работу на своих агентов. Так посредничество стало неотъемлемой частью хозяйственного оборота Украины. Одновременно с этим следует вспомнить о том, что этот институт, как считают исследователи, возник в условиях, далеких от украинских. Поэтому актуальным будет с целью эффективного развития в законодательстве положений о посредничестве исследовать не только современное состояние правовой системы Украины, но и внимательно проанализировать прошлые периоды, в которых, весьма возможно, присутствовали эффективные регуляторы подобных отношений. Все это делает актуальной постановку вопроса о развитии законодательства об агентских отношениях. 

Цель данных тезисов является анализ развития законодательства об агентских отношениях в Украине и разработка предложений относительно правового обеспечения коммерческого посредничества в хозяйственное законодательство.

Торговое право начинает развиваться с развитием торговли, в том числе международной. Так, в конце XIV – начало XV столетия в Украине и Молдове уже сформировались основные торговые пути. Данными путями осуществлялся товарообмен стран Южно-Восточной Европы с другими государствами. Активное участие в нем принимали купечества украинских и молдавских городов [1, с.35].

В XVI-первой половине XVII ст. товарообмен между Украиной и Молдовой достиг таких размеров, что отдельные большие предприниматели уже не могли лично брать участие в работе многочисленных ярмарок и в других торговых операциях. Поэтому они обращались к услугам специальных агентов, уполномоченных ими на осуществление того или иного коммерческого соглашения. Так, во Львове существовало большое количество торговых агентов, которые проводили в Молдове разного рода операции по поручению одного или нескольких львовских купцов [2, c.156]. Однако правовая регламентация данных отношений отсутствовала.

В.Проценко указывает, что «анализ архивных документов свидетельствует, что в 1917г. посредническая деятельность в Украине регулировалась и делилась уже на такие виды: маклерская, комиссионерская и агентская» [2, c.156]. 

Однако нормативно-правовая основа данных отношений сформировалась в СССР. Посредническая деятельность в советский период регулировалась следующими нормативно-правовыми актами:

- Постановление ЦИК и СНК СССР «О торговых агентах» от 29 ноября 1925г. (далее – Постановление «О торговых агентах»);

- Постановление СНК СССР от 4 мая 1936 г. «О государственных конторах по торговому посредничеству»;

- Правилами заключения торговых сделок через конторы  по торговому посредничеству Министерства  торговли СССР, утвержденным приказом министерства торговли СССР от 14 октября  1953 г.;

- Положение о порядке организации в снабженческо-сбытовых органах комитета работы по реализации излишних и неиспользуемых материалов, оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей», утвержденное Распоряжением Госснаба СССР №259 от 20 августа 1966г.

Кроме того, в каждой республике издавались нормативные акты, регулирующие данные отношения. В соответствии с установленным нормативными актами порядком торговая организация (промышленное предприятие), имеющая излишки товаров народного потребления, дают конторе поручение совершить их продажу. Такое же поручение, но уже на покупку, дает предприятие, желающее приобрести товары. На основе этих поручений торгово-посредническая контора оформляет торговую сделку [3, c.53]. Однако следует отметить, что посредническая деятельность легальной была лишь в форме деятельности специализированных организаций.

После того как Хозяйственный кодекс Украины был принят 16 января 2003г. считается, что в нашем законодательстве появились новые нормы,  регулирующие отношения коммерческого посредничества. Однако правильнее утверждать, что отношения посредничества на новом уровне нашли свое отражение с принятием ХК Украины.

Заслуживает внимание норма о монопольных агентских отношениях, существовавшая в советский период. Постановление «О торговых агентах» устанавливало определенные требования, адресованные торговым агентам, которые были направлены на устранение возможной конкуренции. Имелось в виду запрещение торговому агенту оказывать содействие по заключению сделок нескольким предприятиям. Соответственно и совершать торговые сделки за свой счет он имел право лишь с согласия всех обслуживаемых им предприятий. В украинском законодательстве существует иной подход к данному вопросу. Согласно ч.1 ст.299 ХК Украины агент имеет право осуществлять коммерческое посредничество также для других субъектов хозяйствования, если интересы субъектов, которых он представляет, не являются противоречивыми в вопросах, для решения которых приглашен это агент. Такое слово как «противоречивость» относится в большей степени к оценочной категории. А это, в свою очередь, может способствовать увеличению конфликтов между сторонами агентского договора, которые приходиться разрешать в судебном порядке. Таким образом, следует перенять опыт советского регулирования данного аспекта, поскольку мнение агента в выборе новых субъектов хозяйствования и желании их обслужить, может быть не объективным, тем самым нарушить права субъекта хозяйствования.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы: исторический опыт возникновения агентских отношений нельзя не учитывать для дальнейшего совершенствования данного института. За данными международных источников 75-80% мирового оборота товаров и услуг совершаются при участии посредников [4, с.18]. С целью совершенствования торгово-посреднической деятельности необходимо изложить ч.1 ст.299 ХК Украины следующим образом: «субъект, которого представляет коммерческий агент, имеет право доверить коммерческое посредничество также другим субъектам, уведомив об этом агента, а агент имеет право осуществлять коммерческое посредничество для других субъектов хозяйствования, с согласия  субъектов, которых он представляет». 




Литература:

1. Подградская Е.М. Экономические связи Молдовы со странами Центральной и Восточной Европы в XIV-XVI вв. – Кишинев, 1991г.

2. Проценко В. Становлення та розвиток агентського договору в Україні // Підприємство, господарство, право. -  2006. - №12. – С. 155. С.155-157

3. Сулемайнов М.К. Хозяйственно-посреднические договоры услуг // Советское государство и право.- 1973.- №3.- С.50-55

4. Антошкина Л.І. Комерційна діяльність посередницьких підприємств: навчально-методичний посібник для самостійного вивчення дисципліни / Л.І. Антошкіна, І.О. Тарлопов, І.А.Добренкою- Донецьк:«Ноулідж» (Донецкье відділення), 2010- 177с.




e-mail: tamrikotodua@yandex.ru
допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ЩОДО ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ВИКОРИСТАННЯ МАЙНА НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ
21.01.2012 16:41
СПIЛЬНА ІНВЕСТИЦІЙНА ДІЯЛЬНІСТЬ ЯК ФОРМА МІЖНАРОДНОГО ПАРТНЕРСТВА
14.02.2012 15:57
МОНОПОЛІЯ НАЦІОНАЛЬНОГО БАНКУ УКРАЇНИ ЯК УЧАСНИКА ПРОВАДЖЕННЯ У СПРАВАХ ПРО БАНКРУТСТВО КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
09.02.2012 22:34
ОКРЕМІ ПИТАННЯ ДОСВІДУ ЗАРУБІЖНИХ КРАЇН У ПРОТИДІЇ ПРОТИПРАВНОМУ ВСТАНОВЛЕННЮ КОНТРОЛЮ НАД АКЦІОНЕРНИМ ТОВАРИСТВОМ («РЕЙДЕРСТВУ»)
09.02.2012 20:02




© 2006-2019 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше
 
 Голосування 
Чи вбачаєте Ви доцільність у запровадженні державної політики здоровʼязбереження як напряму галузі охорони здоровʼя:

Так, напрям здоровʼязбереження може бути ефективним у пошуках засобів, способів і методів оздоровленняорганізму здорової людини, у профілактиці і попередженні захворювань, реабілітації і догляді за хворими
Ні, мене влаштовує, існуюча модель охорони здоровʼя треба орієнтуватися на лікування хвороби і потреби хворого


Результати голосувань Докладніше