:: LEX :: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИОННОГО СПОРА
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 24)

Термін подання матеріалів

21 липня 2020

До початку конференції залишилось днів 8


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИОННОГО СПОРА
 
26.04.2014 00:02
Автор: Фоменко Яна Викторовна, ассистент кафедры Правоведения Макеевского экономико-гуманитарного института
[Секція 5. Адміністративне право. Адміністративне процесуальне право. Митне та податкове право. Муніципальне право]

Закрепление на конституционном уровне принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную не исключает возникновения государственно-правовых конфликтов. Как справедливо заметил Тодыка Ю.Н., их возникновению способствует некачественное конституционно-правовое регулирование общественных отношений, явное несоответствие действующих норм общественным реалиям, различное толкование органами разных ветвей власти конституционных норм и предписаний [1]. Компетенцию органа или должностного лица составляют их властные полномочия, определенные законом. Впоследствии несовершенства законодательства компетенция субъектов властных полномочий нередко может пересекаться, впоследствии чего может возникнуть компетенционный спор, именно в этом заключается актуальность исследования.

Стоит отметить, что возникновение компетенционных споров может быть результатом злоупотреблений, которые проявляются в форме присвоения полномочий или превышение властных полномочий [2, с. 136].

Целью данного исследования является изучение понятия компетенционного спора, видов спора и причин его возникновения. 

 Исследованием данных вопросов занимались ученые в сфере административного права, а именно В.Аверьянов, Ж.Овсепян, Н. Савенко [4], Ю.Тихомиров [3], Ю. Юдин и др.

Ю.Тихомирова считал, что компетенционный спор означает расхождение отдельных позиций и действий субъектов компетенции с их предусмотренными (нормативными, модельными) действиями и решениями [3, с. 669]. Чаще всего это связано с решениями ситуационных задач и содержательными действиями (финансовыми, материальными и т.п.). Отклонения от нормативно установленной компетенции возникают, прежде всего, по вине самого органа, когда он превышает свои полномочия, совершает ошибочные действия или бездействует. Отклонения порождаются и давлением извне, вмешательством других органов или созданием препятствий для законной деятельности [3, с. 669].

Компетенционный спор – это спор между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления (публичной администрации), в том числе делегированных полномочий [2, с. 136]. Особенностью таких споров является то, что сторонами в них, как истцом, так и ответчиком, являются субъекты властных полномочий.

Юдин Ю.А. и Овсепян Ж.И. среди компетенционных споров выделяют споры о полномочиях: а) между государственными органами различных ветвей власти; б) между государством и его составными частями. 

В научной литературе выделяют по содержанию три вида споров о полномочиях: а) споры о признании компетенции; б) споры об отрицании компетенции; в) споры о присвоении органом государственной власти не принадлежащих ему полномочий. Представляется, что споры о присвоении органом государственной власти не принадлежащих ему полномочий являются разновидностью споров о признании или отрицании компетенции, и их нецелесообразно выделять в отдельную группу, хотя у этих споров есть определенные особенности[4, с. 16]. М. Стефанчук причиной компетенционных споров определила присвоение полномочий или их превышение теми или иными властными субъектами. Исследуемая категория споров чаще всего возникает вследствие неправильного толкования действующего законодательства субъектами властных полномочий, что влечет перекрещивание их компетенций.

Итак, компетенционные споры между различными уровнями власти как по горизонтали, так и по вертикали прежде всего обусловлены несовершенством действующего законодательства и дублированием полномочий. Отсутствие эффективного механизма правовой защиты вносит конфликтность, тормозит развитие общественных отношений [5]. 

Решение законодательных коллизий при реализации компетенции субъектами властных полномочий должно осуществляться в пределах общей задачи защиты прав, свобод, законных интересов. 




Литература:

1. Тодика Ю. Н. Державно-правова конфліктологія як важливий напрямок наукових досліджень / Ю. Н. Тодика // Вісник Академії правових наук України. – Харків. – 1996. – №  6. – С.15.

2. Науково-практичний коментар Кодексу адміністративного судочинства України / О. М. Пасенюк (кер. авт. кол.), О. Н. Панченко, В. Б. Авер’янов [та ін.]; за заг. ред. О. М. Пасенюка. – К.: Юрінком Інтер, 2009. – 704 с.

3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. –  М: Издание г-на Тихомирова М.Ю.  – 2005. – С. 1150.

4. Савенко Н. Компетенционные споры между главой государства и парламентом, юрисдикция Конституционного Суда Украины в их разрешении / Н. Савенко // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. – Ереван. – 1999. – № 4 – С.14-28.

5. Заява Української асоціації районних та обласних рад щодо Концепції територіальної організації влади в Україні від 08 червня 2011 року. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://alau.com.ua/?page_id=2527. – Заголовок з екрану.



допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ПРОБЛЕМНІ АСПЕКТИ ВИЗНАЧЕННЯ МИТНИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ ЗА МИТНИМ КОДЕКСОМ УКРАЇНИ
22.04.2014 18:04
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРОЦЕДУРИ ДЕРЖАВНОЇ РЕЄСТРАЦІЇ ПРАВ ВЛАСНОСТІ ТА ІНШИХ РЕЧОВИХ ПРАВ НА НЕРУХОМЕ МАЙНО В УКРАЇНІ
14.04.2014 13:26
АДМІНІСТРАТИВНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ІНОЗЕМЦІВ
01.05.2014 00:43
ОСОБЛИВОСТІ СУБ’ЄКТИВНОЇ СТОРОНИ АДМІНІСТРАТИВНОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ ЮРИДИЧНИХ ОСІБ
01.05.2014 00:37




© 2006-2020 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше
 
 Голосування 
Чи вбачаєте Ви доцільність у запровадженні державної політики здоровʼязбереження як напряму галузі охорони здоровʼя:

Так, напрям здоровʼязбереження може бути ефективним у пошуках засобів, способів і методів оздоровленняорганізму здорової людини, у профілактиці і попередженні захворювань, реабілітації і догляді за хворими
Ні, мене влаштовує, існуюча модель охорони здоровʼя треба орієнтуватися на лікування хвороби і потреби хворого


Результати голосувань Докладніше