:: LEX :: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАН ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 30)

Термін подання матеріалів

11 березня 2021

До початку конференції залишилось днів 13


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАН ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
 
27.11.2014 17:38
Автор: Шишов Антон Александрович, Кивель Александр Юрьевич, студенты, Барановичский Государственный Университет
[Секція 2. Конституційне право. Конституційне процесуальне право. Міжнародне право]

Основная сущность Европейского Союза (далее - ЕС), несомненно, состоит в экономической интеграции. Свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы, капиталов – всё это должно способствовать балансу экономик государств-членов и их дальнейшему развитию. Однако быстро выяснилось, что для успешности экономической интеграции недостаточно только создания внутреннего рынка, экономического и валютного союзов. Гармонизация в деловой сфере, потянула за собой и социальную сферу. Ведь в конечном итоге экономика работает на обычных граждан, а эти граждане нуждаются в повышенной социальной защите и гарантиях. Данным вопросам, а особенно трудовому праву, в рамках ЕС уделяется колоссальное значение, постоянно появляются новые нормативные акты, судебные решения. 

В Республике Беларусь трудовое и социальное право также находится на достаточно высоком уровне, однако в некоторых аспектах Европейский союз нас всё-таки опережает. В связи с этим, видится целесообразным использовать опыт государств членов ЕС для адаптации в правовой системе Республики Беларусь.  Одной из самых востребованных, жизненных и острых проблем в таком многонациональном объединении как ЕС, остаётся дискриминация. Несмотря на все усилия самых различных институтов Союза, до сих пор отдельные проявления дискриминации отнюдь не редкость. Не обошла эта проблема и сферу трудовых отношений. В нашей стране дискриминация также имеет место быть, но правовому регулированию данного вопроса не уделено должное внимание. Законодатель лишь указывает на необходимость соблюдения равноправия сторон, однако дальше норм-принципов дело не идет [6]. Чтобы заполнить образовавшийся вакуум в нормативном регулировании следует обратиться к законодательству государств членов ЕС в этой сфере, достигшему больших успехов, и интегрировать часть его достижений [5].

Борьба против дискриминации — главная задача Европейского союза, основанного на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и фундаментальных свобод, а также на положениях закона. Поэтому ЕС должен принимать все меры, необходимые для борьбы с дискриминацией любых видов, особенно если это касается занятости и рынка труда [2].

Положения, запрещающие дискриминацию, находят отражение в ряде документов: Хартии об основных правах (гл.3, ст. 21-26) и трёх Директивах, которые носят характер основополагающих документов регулирующих эту сферу: Директива 2000/43/EC от 29 июня 2000 г. имплементирующая принцип равенства между людьми безотносительно расового и этнического происхождения [5]; Директива 2000/78/EC от 27 ноября 2000 г. о создании общих стандартов, направленных на обеспечение равноправия в сфере труда и занятости [6]; Директива 2006/54/EC 5 июля 2006 г. имплементирующая принцип равных возможностей и равного обращения для мужчин и женщин в вопросах занятости и труда [5].

Под дискриминацией понимается «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий» [2].

Хотя определение довольно емко отражает основные дискриминирующие признаки, всё же перечень неполон. Надо признать, что перечень ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, содержит даже больше оснований и носит открытый характер. По причине большего разнообразия вариаций дискриминаций, образуется некоторый пробел, который восполняет Суд ЕС.

Помимо определения дискриминации, которая в тексте директив называется «прямой дискриминацией» данные нормы содержат ещё и определение «косвенной дискриминации», которая понимается как «нейтральные положения, критерии или практика, ставящие одно лицо в особенно невыгодное положение по сравнению с другими лицами в зависимости от дискриминационных признаков, при условии, что такие положения, критерии или практика объективно не оправданы законными целями, а средства их достижения не являются соответствующими и необходимыми». Данное определение, хоть и довольно громоздко, является несомненным достижением права ЕС, закрывающим все возможные лазейки для скрытой дискриминации [1].

Существуют и исключения, случаи на которые действиеданных Директив не распространяется. Основанием для неприменения норм о дискриминации может являться только особый характер трудовых правоотношений (например, особые условия труда, вредные условии и т.д.). Дополнительные исключения перечисляет Директива 2000 /78/EC: действие Директивы касательно недискриминации по инвалидности и возрасту не применяются к национальным вооружённым силам; ограничения возможны для обеспечения общественной безопасности, поддержания общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и защиты прав и свобод других лиц.  Примечательно, что остальные Директивы, подобных исключений не содержат.

Особого внимания заслуживает Директива 2006/54/EC, устанавливающая равные возможности и равное отношения мужчин и женщин в области трудовой деятельности и занятости. Данная Директива стоит особняком от первых двух. Это объясняется тем, что праву Европейского союза присуще выделение принципа равенства мужчины и женщины из общего принципа равенства или недискриминации [1].

Чтобы ликвидировать дискриминацию по половому признаку, по мнению специалистов, прежде всего, следует: добиваться включения в юридическую, социальную и политическую повестку дня вопросов, связанных с положением и здоровьем женщин; рассматривать во взаимосвязи проблемы глобального неравенства и другие проблемы женщин; увязывать исследования в области положения женщин с практикой [2].

Кроме дискриминации по половому признаку обществу ЕС присуща дискриминация по расовому признаку. Расовая дискриминация определяется в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.) как любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни [4]. 

Декларация о праве на развитие [5] предусматривает возможность предоставления этническим или социальным группам временных преимуществ. Предоставление национальным меньшинствам особых прав имеет целью сохранение оригинальной культуры, традиций, религии, языка.

В качестве оснований дискриминации можно привести помимо расы и пола такие факторы, как национальность, возраст, имущественное положение, личные привычки (курение и т. п.), манеру одеваться (правила корпоративной этики, нарушение которых ведет к увольнению), физическое состояние (инвалидность и пр.), рост (при приеме на службу в определенной сфере) и др. Дискриминационные действия всегда мешают ее жертве — либо реализовать свои права и свободы, либо воспользоваться ими [4].

Республика Беларусь всегда уделяла значительное внимание вопросу обеспечения равенства прав и ликвидации всех форм дискриминации. В статьях 1 и 55 Устава целями ООН были определены содействие, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Следуя указанным целям, наша республика участвует в большом числе универсальных международных договоров, направленных на борьбу с дискриминацией, которые имплементированы в национальном законодательстве Республики Беларусь. Принцип обеспечения равенства прав граждан и ликвидации всевозможных форм дискриминации заложен в самой Конституции Республики Беларусь, статья 22 которой гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» [3]. Данная норма нашла свое отражение в трудовом, административном и уголовном праве, законодательстве, касающемся вопросов культуры, образования и религии. Традиционно белорусский народ характеризуется как толерантный и веротерпимый, что определяется объективными историческими, географическими и экономическими факторами. 

Представляется, что при совершенствовании белорусского законодательства можно было бы принять на вооружение некоторые элементы европейского регулирования. Европейский опыт мог бы быть полезен также в ходе экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы защиты прав национальных меньшинств и вопросы гендерной проблематики [4].

Возвращаясь к интеграции норм трудового права в правовую систему Республики Беларусь, следует отметить, что, хотя, нормы белорусского трудового права во многом соответствуют нормам трудового права ЕС, а иногда и предоставляют больше гарантий, многие положения права европейского союза, такие как, концепции прямой и косвенной дискриминации, иных мер защиты нарушенных прав, не находят отражения в нашем законодательстве, что ещё раз подтверждает целесообразность использования опыта государств-членов Европейского Союза в сфере обеспечения равенства и борьбы с дискриминацией.

Поэтому предлагаем ч.1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь изложить в  новой редакции следующего содержания: «Дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника; нейтральные положения, критерии или практика, ставящие одно лицо в особенно невыгодное положение по сравнению с другими лицами в зависимости от дискриминационных признаков, при условии, что такие положения, критерии или практика объективно не оправданы законными целями, а средства их достижения не являются соответствующими и необходимыми, запрещается.»




Литература:

1. Дискриминация в сфере труда: опыт Европейского Союза. // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru— Дата доступа: 27.10.2014

2. Запрет дискриминации по признаку пола в регулировании трудовых отношений европейского союза.// [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа:  http://elibrary.az — Дата доступа: 27.10.2014

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24.11.1996. – Минск: Амалфея, 2014. – 48с. 

4. Позитивная дискриминация: понятие, содержание, эволюция. // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://evolutio.info — Дата доступа: 27.10.2014

5. Список переводов нормативных актов Евросоюза и постановлений Суда Европейского Союза. // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/translation— Дата доступа: 27.10.2014

6. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

______________________

Научный руководитель: Трафимчик И.В.



допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
КОНЦЕПЦІЯ ГУМАНІТАРНОЇ ІНТЕРВЕНЦІЇ: ПРОБЛЕМА РОЗМЕЖУВАННЯ ВІД ПОДІБНИХ ЯВИЩ В СУЧАСНОМУ МІЖНАРОДНОМУ ПРАВІ
26.11.2014 16:39
ПРАВОВІ АСПЕКТИ ДІЯЛЬНОСТІ ІНСТИТУЦІЙНОГО МЕХАНІЗМУ, ПЕРЕДБАЧЕНОГО УГОДОЮ ПРО АСОЦІАЦІЮ МІЖ УКРАЇНОЮ, З ОДНІЄЇ СТОРОНИ, ТА ЄВРОПЕЙСЬКИМ СОЮЗОМ, З ІНШОЇ СТОРОНИ, ЗАДЛЯ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВИКОНАННЯ ЦІЛЕЙ
26.11.2014 16:35
РОЗВИТОК МІЖНАРОДНОЇ БЕЗПЕКИ В РАМКАХ НАТО: ІЛЮЗІЯ НЕЙТРАЛІТЕТУ УКРАЇНИ
25.11.2014 19:14
ІСТОРИЧНІ АСПЕКТИ ФОРМУВАННЯ ОРГАНІВ ЮСТИЦІЇ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ ТА СРСР
13.11.2014 22:31
НЕЙТРАЛІТЕТ ДЕРЖАВИ ЧИ ПОЗАБЛОКОВИЙ СТАТУС: СВІТОВИЙ ДОСВІД
02.12.2014 13:00




© 2006-2021 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше