:: LEX :: ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 18)

Термін подання матеріалів

11 грудня 2019

До початку конференції залишилось днів 20


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ
 
06.12.2007 23:12
Автор: Зверева Елена Владимировна, доцент, кандидат юридичних наук, зав. каф. гражданского права и процесса Донецкого университета экономики и права
[Цивільне та сімейне право. Цивільний процес. Комерційне право. Міжнародне приватне право]
Желание Украины стать членом Европейского Союза выводит вопрос защиты прав потребителей на одно из первых мест в государственной политике страны. Это обуславливается тем, что обеспечение надлежащей защиты прав потребителей направлено не только на защиту интересов конкретного потребителя, а и на совершенствование социального климата в государстве.
Однако, только лишь законодательное установление прав потребителей не даст стопроцентных результатов в защите интересов всех потребителей, поэтому приобретает повышенную актуальность исследования право потребителя на образование.
Остановимся на вопросе образования потребителя относительно действующего потребительского законодательства. Вопрос о необходимости образования потребителя поднимался в работах ряда ученых, однако так и не нашел своего законодательного решения. Представляется, что на современном этапе вопрос образования потребителя приобретает повышенную актуальность, так как с одной стороны отмечается снижение на законодательном уровне защищенности потребителя,[1] а с другой - “плохой работой закона” даже того который есть. В данном случае под “плохой работой закона” мы понимает отношение к закону и к возможности защитить свои права на практике рядового гражданина-потребителя. Уже на протяжении семи лет автор данного исследования преподает в Донецком национальном университете, и уже третий год в Донецком университете экономики и права дисциплину “Защита прав потребителей” и в течении всего этого времени наблюдает одну и ту же картину: приходя на занятия в сентябре все студенты уверены, что никакого потребительского законодательства у нас в стране нет, ну а если что-то и есть, то это что-то написано только на бумаге и не имеет никакого отношения к реальной жизни, следовательно на практике “закон не работает”. В качестве примера приводятся случаи из личного опыта, опыта родителей, друзей, знакомых когда в магазине был приобретен товар ненадлежащего качества, или ненадлежащим образом была выполнена работа и все попытки обратиться к продавцу или исполнителю за защитой своих нарушенных прав оказывались тщетными (при этом право потребителей на возмещение морального вреда вызывает у студентов только смех). Чаще всего, потребителей просто выставляли из магазина в лучшем случае не сильно нахамив. Далее, в процессе изучения дисциплины, студенты узнают не только то, что написано в законе,[2] а также и то каким образом законодательные предписания действуют на практике, к кому следует обращаться с требованиями, как их формулировать, необходимость обязательного письменного обращения к продавцу, спектр прав потребителей, а также предусмотренная законом ответственность за нарушение прав потребителей – начиная от неустойки за несвоевременное удовлетворение прав потребителей и заканчивая штрафом в размере десятикратной стоимости товара за неисполнение предприсаний закона.
Дисциплина “Защита прав потребителей” изучается студентами один семестр и всегда этого времени оказывалось достаточно чтобы студенты могли решить все проблемы с приобретенными товарами как в своей семье, так и у друзей и знакомых. При этом законодательство никоим образом не изменялось, но студенты убеждались на собственном опыте, что законодательство о защите прав потребителей “прекрасно работает на практике”.
Как видно из изложенного во всех случаях, а их было множество, изменилось только одно – потребитель – потребитель стал образованным в вопросах правового регулирования защиты своих прав и сразу же изменилась практика и отношение к ней как студентов – рядових потребителей, так и продавцов. Ведь “Est rerum omnium maqsster usus» - опыт является учителем всех дел. В данном случае можно считать, что студентам “повезло” – они получили необходимые знания, однако потребителями являються практически все граждане Украины и в большинстве случав они не знают о своих правах, а следовательно не могут воспользоваться ими на практике.
На современном этапе вопрос правового образования населения, в том числе в сфере потребительского законодательства приобретает повышенную актуальность. «Без повышения уровня правового образования населения невозможно построить правовое государство, повысить уровень жизни и иметь надлежащий уровень потребления товаров, услуг и выполнения работ».[3] Сегодня просветительскую работу ведет Госпотребстандарт. Так, совместно с информационно-издательской группой (ІВГ) „Київський телеграф” выпускает приложение к газете „Київський телеграф” „Потребитель+рынок”; совместно с Национальной академией наук Украины и ДП „Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества” является основателем научно-технического журнала “Стандартизация. Сертификация. Качество”; совместно с ДП УкрНДНЦ” является основателем журнала „Захист споживача”. С сентября 2005 г. на телеканале „Эра” при информационной поддержке Госпотребстандарта Украины, один раз в неделю, выходит десятиминутная программа „Эра качества”. На радио „Эра” выходит 3-х и 5-ти минутная программа „Эра качества” и 45-ти минутная программа „Консультации”.
Однако представляется, что только изданием различного рода литературы, посвященной правовой регламентации защиты прав потребителей (в том числе и научных изданий) нельзя решить вопрос образования рядового гражданина-потребителя. В этой святи наиболее действенным способом представляется установление в законодательном порядке права потребителей на образование в области защиты прав потребителей. Это тем более необходимо, так как просвещение потребителей провозглашено Руководящими принципами для защиты интересов потребителей как один из шести общих принципов. При этом, на сегодняшний день это единственный принцип, предусмотренный Руководящими принципами который не регламентируется Законом Украины «О защите прав потребителей»должным образом: “Правительствам следует разрабатывать или поощрять разработку общих программ просвещения и информирования потребителей. Просвещение потребителей должно стать неотъемлемой частью основной программы обучения в системе образования (п.32)”.[4] Из изложенного четко видно, что Руководящие принципы не отождествляют понятия “информирование” и “просвещение” потребителей. И это абсолютно справедливо, так как способность “знать свои права и обязанности” может обеспечить только просвещение потребителей, которое может осуществляться только с помощью специальных образовательных программ в “основной программе обучения в системе образования”.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в ст.. 3 устанавливает: право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Следовательно Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», как и Руководящие принципы, рассматривает “информирование потребителей об их правах” как дополнительную составляющую права на просвещение в области защиты прав потребителей. С введеним в закон указанной нормы государство принимает на себя определенные обязанности по созданию системы потребительского образования.
Представляется, что право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей должно быть установлено в Законе Украины «О защите прав потребителей» как одно из основополагающих, направленных на обеспечение прав потребителей. Дисциплину «Защита прав потребителей» следует ввести как нормативную дисциплину в ОПП для подготовки бакалавра по всем направлениям образования. Автором разработана программа курса и учебно-методические материалы для изучения дисциплины “Защита прав потребителей” в высших и средних учебных заведениях, а также учебное пособие “Захист прав споживачів”.[5]

Література:
1. Осетинська Г.А. Цивільно-правовий захист споживача за законодавством України. Автореф.дис.к.ю.н. Київ, 2006. – с.5
2. В подавляющем большинстве случав об этом имеется очень смутное представления на уровне “мне сказала подружка” или “мне сказал продавец”.
3. Іваненко Л. Наукове обґрунтування необхідності внесення змін до Закону України “Про захист прав потребителей” // Право України, 2005. - № 5. – С. 75
4. Кройтор В.А. Защита прав потребителя. – Харьков: АО «Бизнес Информ», 1996. – С.6
5. Звєрєва О.В. Захист прав споживачів. Навчальний посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 192с.
допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
РЕАЛІЗАЦІЯ ОСОБИСТИХ НЕМАЙНОВИХ ПРАВ
26.11.2007 08:31
ПРАВОВА ПРИРОДА ФРАНЧАЙЗИНГУ
11.12.2007 22:58
СУТНІСТЬ ТА ЗНАЧЕННЯ СТРОКІВ ЦИВІЛЬНОГО ПРОЦЕСУАЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ
09.11.2007 09:52
ФОРМУВАННЯ КОНЦЕПЦІЇ ЗАКОНОДАВСТВА В СФЕРІ ЗАХИСТУ ПРАВ СПОЖИВАЧІВ В УКРАЇНІ
08.12.2007 13:30
ДЕЯКІ ПИТАННЯ ПРАВОВОЇ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАПОВІДАЛЬНОГО ВІДКАЗУ
05.12.2007 18:25
СПОСОБИ ПЕРЕХОДУ ПРАВ ЗА ІПОТЕЧНИМИ ЦІННИМИ ПАПЕРАМИ
04.12.2007 19:18




© 2006-2019 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше
 
 Голосування 
Чи вбачаєте Ви доцільність у запровадженні державної політики здоровʼязбереження як напряму галузі охорони здоровʼя:

Так, напрям здоровʼязбереження може бути ефективним у пошуках засобів, способів і методів оздоровленняорганізму здорової людини, у профілактиці і попередженні захворювань, реабілітації і догляді за хворими
Ні, мене влаштовує, існуюча модель охорони здоровʼя треба орієнтуватися на лікування хвороби і потреби хворого


Результати голосувань Докладніше