:: LEX :: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 17)

Термін подання матеріалів

12 листопада 2019

До початку конференції залишилось днів 0


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
 
09.12.2018 15:09
Автор: Мухитдинова Фирюза Абдурашидовна, доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического университета; Раззакова Ирода, преподаватель Ташкентского государственного юридического университета; Мустафакулов Дилшод, преподаватель Ташкентского государственного юридического университета; Акрамова Муаззам, преподаватель Ташкентского государственного юридического университет;
[Секція 2. Конституційне право. Конституційне процесуальне право. Адміністративне право. Адміністративне процесуальне право. Митне та податкове право. Міжнародне право. Муніципальне право]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН/ IMPROVING THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE REFORM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация:

В статье рассматриввется дальнейшее развития в пяти направлениях по Стратегией действий Республики Узбекистан.

Также автором предложены аргументированный вывод о концепции административной реформы. 

Ключевые слова: стретегия, концепция, развития, народ

Аnnotation:

The article discusses further development in five areas on the Strategy for Action of the Republic of Uzbekistan.

The author also proposed a reasoned conclusion about the concept of administrative reform.

Keywords: strategy, concept, development, people

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее – Стратегия действий) ключевыми целями модернизации государства и общества определены совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и усиление гарантий защиты прав и свобод граждан, развитие и либерализация отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. 

Как нам известно, что Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ, утвердивший концепцию административной реформы и «дорожную карту» по реализации концепции, сообщает национальное информационное агентство Узбекистана.

Как следует из преамбулы документа, к созданию новой концепции руководство страны подтолкнула успешная реализация широкомасштабных реформ в текущем периоде и необходимость изменения системы государственного управления в ближайшей перспективе.

Выработав собственную модель развития, Узбекистан строит не только правовое демократическое государство с многоукладной экономикой, но и формирует общество, главной целью и приоритетом которого является человек и его интересы. За годы независимости социальные, экономические и политические реалии, коренным образом изменившие нашу правовую систему, обусловили также необходимость осмысления с новых позиций роли административного права. То, что происходит сейчас в организации государственной власти на началах разделения властей, в экономической сфере, в коренных изменениях отношений государства и производителя, гражданина и государства - всё это неизбежно сказывается на содержании, формах и методах государственно-управленческой деятельности и, соответственно, на стратегии и эффективности правового регулирования административных отношений.

В современных условиях наблюдается его заметная переориентация. Ключевым звеном в предстоящем реформировании страны станет перестройка работы государственных органов по новым стандартам. Для этого Мирзиёев предложил разработать закон "О государственной службе". Среди основных тезисов будущих изменений — сокращение административного влияния на отрасли экономики и широкое использование рыночных механизмов.

Сотрудников правоохранительных органов заставят декларировать имущество

Сейчас, по мнению Мирзиёева, "требуется ограничение участия государства в создании бизнес-структур, разработка соответствующих рыночных механизмов, передача отдельных функций государства частному сектору".

Соответственно, всё административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Узбекистан, а также принципами и нормами международного права. Это, например, нормы о гражданстве, о свободе передвижения, о свободе вероисповеданий, об общественных объединениях, об обжаловании в суд незаконных действий государственных органов и должностных лиц, о занятости населения и т.п. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во всё возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны органов государственного управления общей и правоохранительной компетенции.

В тоже время, в указе отмечаются основные недостатки действующей системы, сдерживающие развитие Узбекистана и препятствующие повышению уровня жизни и благосостояния населения, и для преодоления проблем, предлагается административная реформа, состоящая из шести направлений.

Совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти;

Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия;

Дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления;

Совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти;

Внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий;

Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти.

Принимая во внимание важность задачи модернизации страны и с учетом динамично развивающихся процессов демократизации, руководитель Узбекистана поставил задачу проработать и принять Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан и определены в новой редакции, учитывающий современные потребности общества и государства, опыт зарубежных стран. При этом, по мнению главы государства, новая редакция должна системно, комплексно отразить те масштабные принципиальные изменения, которые произошли в уголовной политике и административном законодательстве в связи с либерализацией судебно-правовой системы. 

В нём, в частности, следует отразить тенденции по этой связи особое значение приобретает формирование концептуально новой модели государственного управления посредством успешной реализации Концепции административной реформы, предусматривающей следующие основные направления: 

I. Совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. 

Внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений, направленных на предупреждение необоснованного увеличения административного аппарата, бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления. 

Оптимизация органов исполнительной власти, их структур и подразделений с учетом реальных потребностей, недопущения отрицательного воздействия на социально-экономические процессы, устранения дисбаланса между республиканскими и территориальными органами исполнительной власти, а также обеспечения рационального распределения кадровых и материальных ресурсов. 

Повышение самостоятельности и ответственности органов исполнительной власти и их руководителей за осуществление государственной политики в закрепленной сфере за счет пересмотра и совершенствования механизмов их взаимодействия с соответствующими департаментами Кабинета Министров Республики Узбекистан. 

Дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство» и современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной власти всех уровней в целях оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы и проблемы на уровне территорий и страны в целом. 

Дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг путем: 

создания на базе центров «одно окно», в том числе ведомственных, единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам; 

регламентации всех государственных услуг, внесения их в единый реестр; 

определения и поэтапного расширения перечня документов и сведений, подлежащих получению органами исполнительной власти посредством межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг. 

Развитие системы административной юстиции путем совершенствования порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц в вышестоящих органах, внедрения механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц в качестве способа досудебного урегулирования споров. 

II. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия. 

Внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений, предусматривающей недопущение принятия нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия, а также поэтапное исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование, коррупциогенные проявления и избыточное государственное регулирование. 

Совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля и снижения избыточного административного регулирования с целью переориентации деятельности органов исполнительной власти на устранение причин и условий имеющихся проблем, а не на борьбу с их последствиями. 

Внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов. 

Широкое внедрение в процесс разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм взаимодействия с общественностью (виртуальные приемные, «телефоны доверия»), обеспечивающих открытый диалог с гражданами и субъектами предпринимательства. 

III. Дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. 

1. Совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов. 

2. Установление ограничительных мер на создание коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих предприятий в сферах, в которых эффективно функционирует частный сектор, а также отказ от практики предоставления отдельным хозяйствующим субъектам эксклюзивных прав, индивидуальных льгот и преференций, ограничивающих развитие здоровой конкурентной среды. 

Передача отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за надлежащим выполнением передаваемых функций посредством лицензирования, сертификации, аккредитации и разрешительных процедур. Одновременно сокращение избыточных административных мер государственного контроля (лицензирование и разрешительные процедуры), в том числе путем замены их на альтернативные виды регулирования (обязательное страхование ответственности, декларирование соответствия и другие). 

Реализация административной реформы нацелена на достижение следующих результатов: 

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем: 

– оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма; 

– дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений; 

– внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий; 

– дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения; 

– формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений. 

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем: 

– совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами; 

– развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц; 

– повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»; 

– обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка в обществе. 

Реализация предусмотренных в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан мер, безусловно, придаст новый импульс модернизации системы государственного управления с учетом современных тенденций инновационного развития и мировых стандартов. 

В целом, реализация административной реформы в Республике Узбекистан будет способствовать полноценному воплощению в жизнь благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Определение, данное понятию «административное правонарушение» в действующем кодексе, порождает целый ряд проблем, поскольку само определение не содержит такого ключевого элемента состава правонарушения, как субъект. В тексте главы 2 действующего кодекса есть указания на некоторые виды субъектов административного правонарушения, но поскольку в определении административного правонарушения эти субъекты не закреплены, то неясно, является ли этот перечень исчерпывающим, или же он фиксирует исключения из общего правила, характерные лишь для данных категорий субъектов.

С учетом этого, об административной ответственности необходимо установить, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое кодексом предусмотрена административная ответственность.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций должны нести административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Для квалификации административных правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, рекомендуется вывести из признаков таких правонарушений наличие вины как элемента состава правонарушения, поскольку в отношении юридических лиц при наличии самого факта противоправного поведения не всегда возможно выявить вину. Тем не менее, факт совершения правонарушения можно считать достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Для надежной защиты законных прав и интересов предпринимателей необходимо предусмотреть, что указанные виды административных взысканий и меры обеспечения административного производства применяются только в судебном порядке.

Имеет смысл обобщение существующих ведомственных процедур и их закрепление в кодексе в виде исключений, применяемых только для этих ведомств, с целью ликвидации благоприятной для злоупотреблений почвы, создающейся за счет относительно произвольного и частого их изменения.

Реализация предложенных мер позволит обеспечить выполнение задач, поставленных руководством страны по дальнейшей демократизации судебно-правовой системы, в том числе четко определить круг источников административно права Республики Узбекистан, устранить его отсылочный характер, а также ввести в действие новые и соответствующие современному этапу общественного, политического и экономического развития страны изменения в законодательство об административной ответственности.

Список литературы/ References

1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан.»,2017

2. Указ Президента Республики Узбекистан « О программе мероприятий, посвященных 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека» от 08.05.2018года

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан »от 08.02.2017 г

4. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана » от 06.07.2017 г



допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ПЛАН BEPS: ПЕРСПЕКТИВИ ДЛЯ УКРАЇНИ
14.12.2018 13:56
ДО ПИТАННЯ ПРО ВИЗНАЧЕНІСТЬ ПРАВОВОЇ НОРМИ
13.12.2018 12:25
ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ДЕРЖАВ У МІЖНАРОДНОМУ ПРАВІ: ІСТОРІЯ ТА СУЧАСНІСТЬ
13.12.2018 12:02
ЗМІНИ ДО ЗАКОНУ УКРАЇНИ «ПРО ДОБРОВІЛЬНЕ ОБ’ЄДНАННЯ ТЕРИТОРІАЛЬНИХ ГРОМАД»
10.12.2018 17:37
СОЦІАЛЬНІ ПРАВА ЛЮДИНИ В УКРАЇНІ
09.12.2018 15:30
АНАЛІЗ ЗАКОНОДАВСТВА ТА СУДОВОЇ ПРАКТИКИ СТОСОВНО СПЛАТИ ПОДАТКУ НА РЕПАТРІАЦІЮ
06.12.2018 20:33
ОСОБЛИВОСТІ ПРАВОВОГО РЕУЛЮВАННЯ ВИБОРІВ ДО МІСЦЕВИХ ПАРЛАМЕНТІВ У КОРОЛІВСТВІ ІСПАНІЯ
06.12.2018 20:30




© 2006-2019 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше
 
 Голосування 
Чи вбачаєте Ви доцільність у запровадженні державної політики здоровʼязбереження як напряму галузі охорони здоровʼя:

Так, напрям здоровʼязбереження може бути ефективним у пошуках засобів, способів і методів оздоровленняорганізму здорової людини, у профілактиці і попередженні захворювань, реабілітації і догляді за хворими
Ні, мене влаштовує, існуюча модель охорони здоровʼя треба орієнтуватися на лікування хвороби і потреби хворого


Результати голосувань Докладніше