:: LEX :: МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИИ УКРАИНЫ
UA  RU  EN
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архів

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 61)

Термін подання матеріалів

16 травня 2024

До початку конференції залишилось днів 27


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИИ УКРАИНЫ
 
12.01.2009 10:55
Автор: Зезека Наталия Алексеевна, магистр права, ст. преподаватель, Фокас Людмила Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного управления и политики занятости Института подготовки кадров Государственной службы занятости Украины
[Адміністративне право. Адміністративне процесуальне право. Митне та податкове право. Муніципальне право]
Данная статья посвящена проблеме, которая все чаще становится предметом обсуждения ученых и представителей власти, а именно изучению миграционных процессов и путей их предотвращения.
Трудовая миграция существовала во все времена и при спаде экономики, и при ее росте. Уже в начале 2000−х годов в мире насчитывалось около 40 млн. трудовых мигрантов, это около 2% всего трудоспособного населения.
По оценкам Международной организации миграции, среди главных преимуществ миграции для стран доноров, каковой является и Украина, это - положительное влияние денежных переводов на уменьшение бедности, рост валютных резервов и платежный баланс;
- овладение новыми знаниями и навыками, привнесение их домой; сокращение безработицы и неполной занятости;
- развитие предпринимательства благодаря новым возможностям для частного сектора.
Кроме того, мигранты часто делают заметный взнос в процессы модернизации, демократизации, утверждение прав человека [1].
Трудовая миграция граждан Украины за границу существенно влияет на социально-экономическое, политическое развитие государства и формирование национального качественного и количественного состава рабочей силы, безопасность и стабильность страны, ее культурную и религиозную среду, разнообразные сферы жизни.
Основными источниками информации о трудовой миграции за рубеж являются административные данные Государственного центра занятости, Государственной пограничной службы, Министерства внутренних дел, которые охватывают отдельные сегменты трудовой миграции и не дают реальной картины ее истинных объемов.
По экспертным оценкам сегодня за границей работает от 2 до 3,5 млн. наших соотечественников, а по данным официальной статистической отчетности Государственного центра занятости, в 2008 г. на работу за границу выехало 73 тыс. украинских граждан. Из них 99,7 % работали по найму, и только 190 человек были заняты по договору подряда [2].
Это свидетельствует о том, что почти все граждане Украины выезжают за границу на заработки по туристической или гостевой визе и остаются там работать нелегально (без регистрации, как со стороны работника, так и со стороны работодателя) и находятся вне правового поля страны пребывания.
При этом, основная часть официальных трудовых мигрантов - 70,3 тысяч граждан Украины, работали в странах «дальнего зарубежья».
Наиболее представительными группы трудящихся мигрантов были на Кипре (20,7 тысяч человек), в Греции (12,6 тысяч человек), Великобритании (6,8 тыс.чел.) и в Либерии (6,7 тыс.чел.).
Около 2,5 тысяч человек – официально работали в России. (По экспертным данным – около 1 млн. чел.) [3].
Главными причинами трудовой миграции граждан Украины за границу является, безусловно, низкий уровень жизни, огромный дефицит достойного труда и несвоевременная выплата заработной платы. Геополитическое положение таково, что с одной стороны Украина граничит с Российской Федерацией с другой - страны Европы, Европейского Союза.
При этом необходимо отметить, что на заработки за границу выезжают, в первую очередь, наиболее активные высококвалифицированные специалисты и рабочие, Более 70 % мигрантов имели высшее или профессионально-техническое образование. Это приводит к дисбалансу между спросом и предложением на рабочую силу на внутреннем рынке труда. Сегодня в стране все меньше высококвалифицированных специалистов с инженерно - техническим образованием и квалифицированных рабочих, в частности, токарей, литейщиков, кузнецов, термистов, слесарей-инструментальщиков, фрезеровщиков и т.п. [4]
Развитие национального хозяйства, которое характеризуется дефицитом рабочей силы, становится фундаментальным параметром и качественно новым явлением для Украины.
Отток высококвалифицированных кадров значительно ухудшает интеллектуальный потенциал наций, противодействует инновационному развитию, снижает уровень экономического развития государства, отрицательно влияет на демографическую ситуацию и наконец - угрожает национальной безопасности.
Стратегия государства направленная на противодействие оттоку высококвалифицированных работников за пределы страны, должна базироваться на мероприятиях обеспечения прав человека и достижения достойной работы с достойной заработной платой и направляться на устранение угроз национальной безопасности, минимизацию миграционных потерь.
Считаем, что одним из наиболее эффективных средств преодоления упомянутых явлений является, прежде всего, повышение уровня заработной платы, ведь стремление Украины к євроинтеграции обязывает к внедрению европейских социальных стандартов в стране.
Сегодня много говорят о возможности возврата трудовых мигрантов, и в первую очередь – нелегалов, назад в Украину в связи с мировым финансовым кризисом. Оценить возможные масштабы такого возвращения людей, имевших заработную плату не меньше 1 тыс. дол., а именно такая минимальная зарплата в США, или от 500 до 700 евро – в западноевропейских странах, в страну с минимальной зарплатой 545 грн. и средней заработной платой – 1773 грн. - невозможно. Я не претендую на роль великого экономического пророка, но мой опыт и знания позволяют сказать – они сюда не поедут. Да и работодателю, который использует нелегальный труд, в условиях кризиса дешевле уволить тех за кого надо платить налоги [5].
В то же время, «свято место - пусто не бывает» и, по официальным данным, за прошлый год на 63 % увеличился приток в Украину неквалифицированных работников из стран Азии, Африки и и других [6].
Иммиграция имеет многоплановые, чаще всего не прогнозируемые экономическое и социальное последствия. Они дифференцированно сказываются в разных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической. Влияние иммиграции на динамику экономического роста - явление, пока что, малоизученное и не отображено статистически. Однако, уже сегодня наблюдается тенденция роста обращений украинских работодателей к государственной службе занятости по поводу оформления разрешений на трудоустройство иностранцев. И если на протяжении 2007 года было оформлено около 16 тыс. разрешений, то только в 1 полугодии 2008 года оформлено более 11 тысяч таких разрешений. Поэтому, на наш взгляд, это явление требует вмешательства научной мысли, детального изучения и соответствующей оперативной реакции в программах социально-экономического развития страны.
Что касается внутренней трудовой миграции, то она была, есть и будет во всех странах. И Украина не исключение в этих процессах.
Более того, внутренняя миграция – это обязательное условие развития, преуспевания и отдельного человека и страны в целом. Отсутствие внутренней мобильности – признак стагнации.
В современных условиях глобализации, масштабы трудовой миграции в Украине расширяются как между регионами, так и между населенными пунктами одного региона. Увеличиваются миграционные потоки из сельскохозяйственных районов в крупные города. Безусловно, город Киев, собрал основные ресурсы внутренней миграции в стране.
Сама по себе трудовая миграция имеет как позитивные последствия − это удовлетворение спроса экономики на рабочую силу в регионах с опережающим развитием, так и негативные. Прежде всего, это отток высококвалифицированной части рабочей силы из отдельных регионов, расширение объемов нелегальной занятости и снижение социальной защиты, как работающих трудовых мигрантов, так и неработающих членов их семей.
Внутренняя трудовая миграция на современном этапе обострила ряд проблем.
В первую очередь – это проблемы людей, которые не могут найти работу в своем населенном пункте и проблемы службы занятости в оказании комплекса услуг населению независимо от их места официальной регистрации.
Для того чтобы наметить пути решения, очевидно, необходимо остановиться на причинах вызывающих трудовую миграцию в нашей стране.
Прежде всего, это структурная перестройка экономики, которая происходит под влиянием объективных глобальных процессов движения капитала, информации, товаров, рабочей силы. Одни отрасли сокращаются, как это происходит с сельским хозяйством, другие интенсивно развиваются − сфера услуг, торговля, строительство, транспорт, связь. Однако, развиваются эти отрасли не равномерно по регионам, а преимущественно в крупных городах. Урбанизация, в свою очередь, сопровождается значительным расслоением уровня оплаты труда. Причем, не только среди занятых в разных отраслях, но и среди занятых одной отрасли в разных регионах. Так, наивысшая среднемесячная плата за 9 месяцев этого года отмечалась в городе Киеве, в Донецкой, Днепропетровской, Киевской и Запорожской областях (3002 грн. - 1792 грн), самая низкая − в Тернопольской, Херсонской, Черниговской и Волынской областях (1264грн. − 1349 грн) [7].
Как следствие, рост темпов занятости в Днепропетровском, Донецком, Запорожском, Киевском регионах в два раза превышает темпы роста занятости в областях с низким уровнем заработной платы.
Наибольший спрос рабочей силы по состоянию на 1 октября 2008 года отмечался в перерабатывающей промышленности - 51 тысяча вакансий, торговле - 25,2 тыс., сельском хозяйстве - 11,9 тыс., строительстве - 17,9 тыс. работников.
Таким образом, там, где высокая заработная плата спрос на рабочую силу значительно ниже и естественно, удовлетворяется значительно быстрее.
Второй аспект, влияющий на рост трудовой миграции − доступ к образованию, здравоохранению, сфере бытовых услуг и развлечений. Очевидно, что большинство этих объектов сосредоточено в крупных городах. А жители сельской местности и малых городов имеют явно ограниченные возможности.
Выходом из этой ситуации может стать перенос в сельскую местность несельскохозяйственных производств, создание и развитие на селе и в малых городах предприятий инфраструктуры. Очевидно эти подходы должны находить отражение в региональных программах занятости.

Литература:
1. Безпечність іграшок.—Вид. офіц.—К.:Держспоживстандарт України,2008.— (Національний стандарт України).Ч.3:ДСТУ EN 71-3:2005 — IV, 17с.
2. Ваврищук Наталія Георгіївна. Міжнародна міграція робочої сили в контексті розширення Європейського Союзу: автореф. дис... канд. екон. наук: 08.00.02 / НАН України; Інститут світової економіки і міжнародних відносин. — К., 2007. — 20с.
3. http://www.dcz.gov.ua/control/uk/index
4. Легальна трудова міграція до країн ЄС та попередження порушень трудових прав і трудової експлуатації. Україна=For legal migration to EU member states on how to prevent labour abuses and labour exploitation. Ukraine: guide for labour migrants: посібник-довідник для трудових мігрантів / Міжнародна організація з міграції (МОМ). — К. : Міжнародна організація з міграції (МОМ), 2007. — 115с.
5. www.mlsp.gov.ua
6. Міжнародна міграція та розвиток України в контексті європейської інтеграції: зб. матеріалів міжнар. наук. конф. (16 жовт. 2007р., м. Київ) / Національний ін-т проблем міжнародної безпеки РНБОУ; Фонд ім. Фрідріха Еберта / О.С. Власюк (заг.ред.), О.А. Малиновська (упоряд.) — К. : Фоліант, 2008. — 263с.
7. www.iom.org.ua

e-mail: natali_seryogina@ukr.net

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ПРАВА І СВОБОДИ ГРОМАДЯН ТА ПРОБЛЕМИ ЇХ ЗАХИСТУ У ПРОВАДЖЕННІ В СПРАВАХ ПРО АДМІНІСТРАТИВНІ ПРАВОПОРУШЕННЯ: ЗІ СТОРІНОК СУДОВОЇ ПРАКТИКИ ТА ІНТЕРНЕТУ
16.01.2009 21:04
ПРИНЦИП ПРІОРИТЕТУ ПРАВА ЛЮДИНИ НА ОХОРОНУ ЗДОРОВ'Я В КОДЕКСІ УКРАЇНИ ПРО АДМІНІСТРАТИВНІ ПРАВОПОРУШЕННЯ
16.01.2009 20:50
ПРОБЛЕМИ ДОКАЗУВАННЯ У СПРАВАХ ПРО ЗЛОЧИНИ В СФЕРІ ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН
10.02.2009 09:34
ОСНОВНІ ПРІОРИТЕТИ ФОРМУВАННЯ НОВІТНЬОГО НОРМАТИВНОГО ПІДҐРУНТЯ УЧАСТІ ЕКСПЕРТА В АДМІНІСТРАТИВНО-ДЕЛІКТНОМУ ПРОВАДЖЕННІ
09.02.2009 22:00
ДО ПИТАННЯ ПРО ПРАВА ОСОБИ, ЯКА ПРИТЯГАЄТЬСЯ ДО АДМІНІСТРАТИВНОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ
09.02.2009 20:50
АНАЛІЗ ЕФЕКТИВНІСТІ ДІЯЛЬНОСТІ ДЕРЖАВНОЇ СЛУЖБИ БОРОТЬБИ З ЕКОНОМІЧНОЮ ЗЛОЧИННІСТЮ ЩОДО ВІДШКОДУВАННЯ ЗБИТКІВ ПО ВИЯВЛЕНИХ ЗЛОЧИНАХ
09.02.2009 20:25
ПОТЕРПІЛИЙ В СУЧАСНІЙ ВІТЧИЗНЯНІЙ АДМІНІСТРАТИВНО-ПРАВОВІЙ ДОКТРИНІ: ОІЄНТИРИ ДОСЛІДЖЕННЯ
09.02.2009 15:23
НОРМАТИВНЕ ЗАКРІПЛЕННЯ ЗАОХОЧЕННЯ, ЯК МЕТОДУ УПРАВЛІННЯ В СФЕРІ ЮРИДИЧНОЇ НАУКИ В УКРАЇНІ
09.02.2009 15:16
ПРОБЛЕМИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ РЕАЛІЗАЦІЇ ТА ЗАХИСТУ ПРАВ ОСОБИ У ПРАВОВІДНОСИНАХ ІЗ СУБ’ЄКТАМИ ВЛАДНИХ ПОВНОВАЖЕНЬ
02.02.2009 19:17




© 2006-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше