:: LEX :: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИЯХ РОССИИ И УКРАИНЫ
UA  RU  EN
 
  Main page
  How to take part in a scientific conference?
  Calendar of conferences
  Editorial board. PA «Naukova Spilnota»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Archive

Actual researches of legal and historical science (Issue 60)

Date of conference

16 April 2024

Remaining time to start conference 19


  Scientific conferences
 

  Useful legal internet resources
 

 Useful references
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Counters


 References


 Our bottun
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИЯХ РОССИИ И УКРАИНЫ
 
14.12.2009 00:05
Author: Трихліб Крістіна Олексіївна, студентка факультету підготовки кадрів для Міністерства закордонних справ України Національної юридичної академії України імені Ярослава Мудрого
[ Constitutional law. Constitutional judicial law. International law]
Без преувеличения можно утверждать, что главное назначение Конституций состоит в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти.
Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что в силу рождения им принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе английской, американской, французской революций XVII-XVIII веков. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. Впоследствии они стали и институтом международного права [1, с. 37].
После II Мировой войны международное сообщество приняло ряд важнейших документов, требования которых в области прав человека приобрели характер международных стандартов, имеющих общеобязательную силу. К этим документам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав и фундаментальных свобод человека с Протоколами (1950 г.), Европейский социальный статут (1961 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), различные международные договоры. Закрепленные в них общепризнанные принципы и нормы прав человека реализуются и гарантируются с помощью конституции, национального законодательства в целом [2, с. 217].
Конституция закрепляет только те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и для государства.
Глава российской Конституции и раздел украинской, посвященные правам и свободам человека и гражданина, включают по 48 статей, представляющих собой логичную систему.
На основе этих признаков конституционные права и свободы принято классифицировать по трем группам: личные, политические, социально-экономические.
В российской Конституции, базирующейся на современной концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические права и свободы. Именно такая последовательность соблюдается во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.[3, с. 156]. С небольшими отклонениями такая же последовательность соблюдается в Конституции Украины.
В отличие от российской Конституции, в Конституции Украины к правам и свободам добавлены и обязанности человека и гражданина.
Большинство демократических конституций ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей, хотя он с течением времени и подвергается определенному расширению [4, с. 14 – 15].
По Конституции России на родителей или лиц их заменяющих возлагается обязанность обеспечивать получение детьми основного общего образования, обязательного в Российской Федерации. Украинский законодатель ограничивается в этом случае лишь указанием, что "полное общее среднее образование является обязательным" (ст. 53) [5]. Какая-либо ответственность родителей или опекунов за получение их детьми соответствующего образования из текста не вытекает.
"Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", – провозглашает ст. 59 Конституции России [6]. В Конституции Украины эта обязанность гражданина представлена в расширенном виде: "Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение к ее государственным символам является обязанностью граждан Украины" (ст. 65)
Одним из краеугольных камней конституционализма является принцип равенства прав и свобод.
В странах с различными системами права (англо-саксонской, европейской континентальной) нередко используется формула "равенство перед законом и судом". При этом в одном случае имеется в виду, что суд, выступающий помимо правоприменительной и в правотворческой роли, обязан блюсти принцип равноправия, в другом – имеется в виду равная судебная защита прав и интересов личности [7, с. 135]. Последнее и легло в основу формулировки ст. 19, абз. 1 Конституции Российской Федерации: "Все равны перед законом и судом" [6]. В Конституции Украины употребляется иная формула: "Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом" (ст. 24) [5]. Такая формулировка создает впечатление, что перед законом в украинском государстве равны лишь те, кто связан с ним гражданством.
По-разному подошли российские и украинские законодатели к вопросу о равноправии женщин и мужчин. Если Конституция России ограничилась лаконичной записью: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" (абз. 3, ст. 19) [6], – то украинская Конституция перечисляет условия, обеспечивающие такое равноправие. Среди них: предоставление женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и вознаграждении за него; специальные меры по охране труда и здоровья женщин, установление пенсионных льгот, создание условий, которые дают женщинам возможность сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям (ст. 24) [5].
Конституции устанавливают, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
В российской Конституции эти положения дополнены указанием на то, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при представлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (абз. 2, ст. 20).
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (cт. 26) [6]. Хотя украинское законодательство не препятствует реализации этого права, в Конституции Украины оно соответствующим образом не оформлено.
Если основные личные права по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, то обязательным признаком политических прав и свобод человека является обладание гражданством государства. Поэтому конституция адресует личные права "каждому", политические – "гражданам".
Отмечалось уже, что российские и украинские законодатели концептуально не расходятся во взглядах на характер и главное назначение Конституции, содержание основных прав и свобод человека и гражданина. Расхождения чаще всего проявляются в степени регламентации конституционных норм. Российским законодателям свойственен своего рода классический, формально оправданный подход к Конституции: коль Конституция есть Основной Закон, то она должна определять лишь основы государственного и территориального устройства, прав и свобод человека и гражданина и т.д. А отсюда и стремление к сжатости, лаконичности, немногословности формулировок. Украинские законодатели, в отличие от российских, зачастую предпочитают детализацию конституционных норм, тем самым, возлагая на Конституцию роль, которую в сложившемся правовом государстве должны выполнять соответствующие правовые акты [8, с. 112].
Ст. 36 украинской Конституции начинается со слов: "Граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации". И далее: "Членами политических партий могут быть лишь граждане Украины", "Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах" [5]. Таким образом, Конституция предоставляет право на объединение (а это могут быть не только политические партии и профсоюзные организации) только лицам, имеющим гражданство Украины.
Новые Конституции России и Украины по сравнению с Основным Законом советского типа исходят из принципиально иной идеологии в закреплении социально-экономических прав и свобод [9, с. 156].
Социальная роль российского и украинского государства как одна из важнейших основ их конституционного строя закреплена в ст. 7 Конституции Российской Федерации и ст. 1 раздела первого Конституции Украины [6, 5].
Наиболее серьезное изменение претерпело зафиксированное в Конституциях России и Украины содержание права человека в сфере труда.
Новый подход к определению содержания прав человека в сфере труда обусловлен в первую очередь как меняющимися представлениями о роли государства в целом, так и тем, что оно перестает быть единственным собственником всех средств производства, а, следовательно, и единственным работодателем, единственным гарантом права на труд.
В Международном пакте о гражданских и политических правах говорится: «Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и Уголовно-процессуальным правом каждой страны» (п. 7 ст. 14) [3]. Принцип «не дважды об одном» нашел соответствующее отражение как в российской, так и в украинской конституциях. Однако в Конституции Российской Федерации акцент делается на том, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (п. 1 ст. 50). Украинские же законодатели записали, что «никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение» (ст. 61). Такая редакция более точно отвечает смыслу приведенного положения Международного пакта о гражданских и политических правах, где утверждается, что никто не должен быть вторично судим или наказан.
После ратификации Российской Федерацией и Украиной Европейской Конвенции по правам и основным свободам человека и гражданина граждане этих стран получили де-юре дополнительные гарантии соблюдения конституционных норм. Однако практически существующее российское и украинское судопроизводство оказалось не готовым к этим новым реалиям.

Література:
1. Дженис М. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). – М.: Права человека, 1997. – 640 с.
2. Европейское право /Учеб. для вузов. / – М.: Норма, 2000. – 699 с.
3. Международное право в документах. – М.: Юридическая литература, 1992.
4. Шумал И. Понятие гражданских прав и свобод человека в Украине // Право України. – 1999. – № 10. – С. 14 – 15.
5. Конституция Украины. – К., 1996 с соответствующими изменениями от 08. 12. 2004 г.
6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993 с последними изменениями от 25. 07. 2003 г.
7. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2 т. – М, 1998. – 479 с.
8. Конституции государств Восточной Европы. Учебное пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. – М.: Норма, 1996. – С. 160.
9. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. – М: Дело, 2000. – 256 с

е-mail: kristina.trihleb@mail.ru

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ОСОБЛИВОСТІ КОНСТИТУЦІЙНО-ПРАВОВОГО СТАТУСУ МІСТ КИЄВА І СЕВАСТОПОЛЯ
20.12.2009 15:55
ЩОДО НЕОБХІДНОСТІ ЗАКОНОДАВЧОГО ЗАКРІПЛЕННЯ ПОНЯТТЯ «НАЙВИЩІ ІНТЕРЕСИ ДИТИНИ»
15.12.2009 07:55
ПРАВОВА ПРИРОДА ГРОМАДСЬКОГО КОНТРОЛЮ В УКРАЇНІ
14.12.2009 20:55
ДЕЯКІ ПРОБЛЕМНІ ПИТАННЯ ПОБУДОВИ ПРАВОВОЇ ДЕРЖАВИ В УКРАЇНІ
14.12.2009 08:28
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УКРАИНЕ
14.12.2009 07:40
РЕФОРМУВАННЯ ПОЛІТИЧНОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНІ: КОНСТИТУЦІЙНО-ПРАВОВИЙ АСПЕКТ
12.12.2009 19:07
КОНСТИТУЦІЙНИЙ СУД УКРАЇНИ ЯК СПЕЦИФІЧНИЙ ОРГАН КОНСТИТУЦІЙНОЇ ЮРИСДИКЦІЇ
12.12.2009 09:32
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
11.12.2009 23:03
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА
10.12.2009 00:56
ПРОБЛЕМИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЗАХИСТУ ПРАВ НЕПОВНОЛІТНІХ ДЕРЖАВНИМИ ОРГАНАМИ ТА ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРИ
10.12.2009 00:21




© 2006-2024 All Rights Reserved At use of data from the site, the reference to the www.lex-line.com.ua is obligatory!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше