:: LEX :: СТАРТ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ  -  НАЧАЛО НОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЯ В УКРАИНЕ
UA  RU  EN
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архів

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 61)

Термін подання матеріалів

16 травня 2024

До початку конференції залишилось днів 24


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

СТАРТ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ - НАЧАЛО НОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЯ В УКРАИНЕ
 
22.04.2015 09:53
Автор: Каретникова Виктория Валериевна, студентка юридического факультета Донецкого национального университета (г. Винница)
[Секція 3. Цивільне та сімейне право. Цивільне процесуальне право. Комерційне право. Житлове право. Зобов’язальне право. Міжнародне приватне право]

С принятием Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12 февраля 2015 г.[1], произошел старт судебной реформы в Украине, который закладывает правовые основы для обеспечения украинцам права на справедливый суд. Отметим, что право на справедливое судебное разбирательство закреплено в ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Украиной ещё в 1997 году [2]. Реализуется это право на основе следующих принципов: справедливость и публичность разбирательства дела; рассмотрение дела в разумный срок; независимость и беспристрастность суда, созданного на основании закона; состязательность процесса; принцип равноправия сторон; публичное слушание дела (кроме случаев, когда гласность нарушала бы интересы правосудия); презумпция невиновности – в уголовном процессе; защита в ходе уголовного процесса.

С целью повышения национальных стандартов судоустройства и судопроизводства и для реализации выше указанных принципов внесено ряд изменений в процессуальные кодексы, Закон Украины «О Высшем совете юстиции», Закон Украины «О доступе к судебным решениям», Регламент Верховного Совета Украины, а также Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» изложен в новой редакции.

В качестве прогрессивных  измененений следует отметить следующие новеллы:

1) регламентация  процедуры квалификационного оценивания судьи и после его назначения, от результатов которого будет зависеть его дальнейшая карьера. Первым этапом оценивания будет квалификационный экзамен, а вторым - собеседование и изучение судейского досье, которое, согласно Закону, ведется в отношении каждого судьи и должно содержать всю информацию о его профессиональной деятельности (включая статистику касательно рассмотрения дел, информацию о дисциплинарных нарушениях судьи, его соответствии этическим и антикоррупционным критериям).Кроме того, Переходные положения Закона предусматривают переаттестацию всех судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов в течение 6 месяцев, судей апелляционных судов в течение 2 лет с момента вступления в силу этого Закона, а также судей, подавших на момент вступления в силу этого Закона заявление об избрании судьей бессрочно - согласно графику, отдельно установленному Высшей квалификационной комиссией судей.

2)  Повышение требований к кандидатам на должность судьи, а также установление минимального балла для сдачи экзаменов (75 из 100). Эта мера призвана обеспечить повышение профессионального уровня всего судейского корпуса.

3) Закон также более детально регламентирует вопросы дисциплинарной ответственности судей, устанавливая четкие сроки и конкретные основания для привлечения к ответственности. Среди таких оснований стоит отметить: неприведение мотивов для принятия или отклонения аргументов сторон в решении, незаконный отказ в правосудии, нарушение требований о гласности и открытости судебного процесса, неуведомление о попытке вмешательства в осуществление судьей правосудия, недекларирование, неправдивое декларирования доходов или имущества судьи, недобросовестное поведение судьи, в том числе несоответствие уровня жизни судьи задекларированным доходам. Также расширен перечень дисциплинарных взысканий (с двух до шести), которые будут применяться в случае таких нарушений. При этом устанавливаются гарантии защиты прав судей и состязательности в дисциплинарном производстве.

4) Одно из немногих изменений в процессуальные кодексы, которые вносятся Законом, касается роли Верховного Суда Украины.

Согласно Закону, выводы Верховного суда Украины по применению норм права становятся обязательными для всех субъектов властных полномочий и должны учитываться судами общей юрисдикции, а отступление от заключения Верховного Суда в конкретном деле должно быть специально обосновано. Документ также внедряет механизм согласования правовых позиций между палатами Верховного суда. Указанные нововведения направлены на обеспечения единства судебной практики.

Несомненно, еще одним положительным изменением является передача полномочий по допуску дел к пересмотру Верховным Судом Украины от судов кассационной инстанции (ранее решавших вопрос о допуске к пересмотру решений, которые они же и принимали) Верховному Суду.

5) Среди положительных нововведений стоит также отметить усиление роли этических и антикоррупционных требований к судье. Так, ключевую роль при отборе кандидатов на должность судьи наряду с профессиональными играют и этические требования, а коррупционные правонарушения, недобросовестное поведение судьи (которое, как уже упоминалось выше, включает и несоответствие между расходами судьи или членов его семьи, и их задекларированными доходами), является основанием для дисциплинарной ответственности. Указанные положения могут иметь существенный эффект на качественную трансформацию судейского корпуса, однако такой результат может быть достигнут исключительно в случае их надлежащего применения на практике.

6) Открытой становится вся информация относительно суда, который рассматривает дело, стадии его рассмотрения, места и времени заседаний, обеспечивается открытый доступ ко всем судебным решениям. Также законом гарантируется право каждого присутствовать в судебном заседании, проводить фото - и видео – съемку.

Однако, не все новеллы выше указанного Закона на практике гарантируют справедливое отправление правосудия. Так, по мнению М. Ставнийчук алгоритм реформирования судебной власти построен порочно, потому что реформа — это не борьба с последствиями, не увольнение судей или их бесконечное унижение, это, прежде всего, устранение причин, условий, которые привели к тому, что суды в Украине несправедливы, недоступны для граждан, зависимы от других властей, коррумпированы [3].

Указанные выше положительные изменения, направленные на повышение эффективности судебной системы  и обеспечение независимости судей закон не предусматривают кардинальных изменений в действующую систему обеспечения и финансирования судов, которые позволили бы установить надлежащий уровень финансирования судов и оплаты труда судей и послужило бы гарантией независимости судей.

Наряду, с усилением роли Верховного Суда Украины, данный Закон не содержит других существенных изменений в процессуальное законодательство, направленных на усовершенствование всех стадий судопроизводства, начиная с рассмотрения дел судами первой инстанции. Также, он не содержит и положений, направленных на внедрение электронного правосудия, которое также может стать существенным шагом в сторону повышения эффективности судебной системы в Украине.

Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» является только первым шагом в реформировании судебной системы и процессуальных институтов судопроизводства, а в ближайшем времени, надеемся, будут разработаны и приняты законы, учитывающие все существующие потребности в реформировании.




Литература:

1. Про забезпечення права на справедливий суд: Закон України від 12 лютого 2015 № 192-VIII // Офіційний вісник України. – 2015. -  № 17. – Ст. 447.

2. Про ратифікацію Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод 1950 року, Першого протоколу та протоколів N 2, 4, 7 та 11 до Конвенції: Закон України  від 17.07.1997 № 475/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1997. - N 40. - Ст. 263.

3. Ставнийчук  М. Судебная реформа «наизнанку»/ М. Ставнийчук // Зеркало Недели. Украина. – 2015. - №14. – С. 2-3.



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ДЖЕРЕЛА МІЖНАРОДНОГО ПРИВАТНОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИЧНИЙ АСПЕКТ
24.04.2015 17:29
ПОЧАТОК ГАЛУЗЕВО-МАТЕРІАЛЬНОЇ ДИФЕРЕНЦІАЦІЇ СПРАВ ПОЗОВНОГО ПРОВАДЖЕННЯ ЦИВІЛЬНОГО ПРОЦЕСУ: ПРОВАДЖЕННЯ У СПРАВАХ ПРО ВИЗНАННЯ НЕОБҐРУНТОВАНИМИ АКТИВІВ ТА ЇХ ВИТРЕБУВАННЯ
16.04.2015 10:41




© 2006-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше