:: LEX :: К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА  ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 34)

Термін подання матеріалів

14 липня 2021

До початку конференції залишилось днів 26


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ
 
07.09.2015 11:04
Автор: Ибраева Алуа Саламатовна, доктор юридических наук, професор; Есетова Салтанат Конысбаевна, кандидат юридических наук, доцент; Досумов Жандарбек Казиканович, доктор философии Phd по юридической науке(административное право), Евразийский Технологический Университет, Казахстан
[Секція 1. Теорія та історія держави і права. Історія політичних і правових вчень. Філософія права]

Аннотация. Реализация принципа повышения правовой культуры в деятельности  миграционных служб  и его влияние на реализацию прав иммигранта на свободу передвижения в зависимости от его уровня культуры - одна из актуальных проблем эпохи глобализации. Она имеет административно-правовой и конституционно-правовой характер. 

Притягательная сила юридического закрепления принципа повышения правовой культуры постоянно возрастает. Причин тому много. Это, прежде всего, реальное осуществление на практике принципа верховенства закона в области внешней миграции. Французская Декларация прав человека и гражданина  от 26 августа 1789 года в пункте 5 торжественно провозгласила: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» [1. с.685]. Дальнейшее развитие этот принцип получил в п.2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года: При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния [2, с.8].

Характер взаимоотношений иммигрантов и сотрудников миграционных служб наиболее ярко характеризует уровень развития правовой культуры в стране, поскольку он определяет реальность основных прав иммигрантов, правовые гарантии их защиты, возможность участия миграционных органов в решении вопросов охраны прав иммигрантов. Между тем, в Законе РК о миграции населения не нашел своего закрепления принцип правовой культуры. Вместе с тем как показывает печальный опыт многих стран, отсутствие иммиграционного отбора в зависимости от уровня и типа правовой культуры может привести к вспышкам ксенофобии и шовинизма.  Следовательно, проблема юридического закрепления принципа правовой культуры в Законе РК О миграции населения Республики Казахстан требует углубленного и всестороннего исследования.

Конституция Республики Казахстан признает и юридически закрепляет за иностранными гражданами права и свободы, провозглашенные в международных документах, и гарантирует их реальное осуществление. В ней закрепляется, что каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства (п.1 ст. 21 Конституции РК). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (п.5 ст. 12 Конституция РК). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п.1 ст. 39 Конституции РК). Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (п.2 ст. 13 Конституции РК) [3, с.7 – 13].Вместе с тем, чтобы провести иммиграционный отбор среди иммигрантов, необходимы четкие и детальные критерии отбора тех лиц, в способностях и талантах которых нуждается страна.  На наш взгляд вышеуказанные положения могут быть реализованы при наличии принципа повышения  правовой культуры в Законе О миграции населения.

Ключевые слова: правовая культура, иммиграционный отбор, миграционная полиция, миграционная служба, миграция, демография, незаконная иммиграция, иммиграционный надзор.




Введение. Положения Конституции страны, закрепляющие права и свободы иммигрантов, регулируются и обеспечиваются различными отраслями действующего права Республики Казахстан: административным, конституционным, уголовным и другими отраслями.

В демократических государствах деятельность правоохранительных органов, осуществляющих иммиграционный контроль (надзор), традиционно имеет большую значимость и играет основополагающую роль в деле определения культурного уровня иммигранта, защиты основ конституционного строя и национальной безопасности. Поэтому всякое действие, направленное на определение уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения, оказывает положительное воздействие на совершенствование правового механизма отбора иммигранта с высоким уровнем правовой культуры и знаний  для  национальной безопасности РК.

Актуальность проблемы определения уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения диктуется интересами защиты прав, свобод и законных интересов личности, а также обеспечения национальной безопасности. Серьезную угрозу стабильности представляют события в государствах Центральной Азии и России, связанные с терроризмом. Возрастает угроза со стороны международных преступных организаций, взявших на вооружение религиозный экстремизм и терроризм [4, с.229]. В этой связи Президент страны справедливо требует от Министерства внутренних дел Республики Казахстан принять меры по обеспечению строгого контроля за соблюдением иностранцами правил пребывания на территории Казахстана [5, с.65].Вместе с тем, иммиграционный отбор иммигрантов  не получил своего окончательного оформления ни в законодательстве, ни на практике. К сожалению,  миграционные службы Республики Казахстан пока еще не занимают своего особого места в системе органов иммиграционного контроля (надзора) – важного института в механизме обеспечения национальной безопасности. Мы полагаем, что миграционные службы есть правоохранительные подразделения, призванные исполнять свои полномочия на законодательной основе по отбору иммигрантов с высоким уровнем правовой культуры. «Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности, - справедливо отмечает В.Н. Хропанюк, - верховенства закона в регулировании общественных отношений» [6, с.243].

 Методика: сравнительно-правовой метод, диалектический метод, дедукция, индукция,  нормативное обоснование, научно-практический синтез.




Основная часть. В интересах достижения необходимого законодательного уровня и четких правовых процедур в области определения уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта и  обеспечения национальной безопасности РК представляется целесообразной работа по созданию единого органа миграционной службы. Компетенция данного органа будет сфокусировано на иммиграционном отборе, путем проведения экзаменов на знание иммигрантами Конституции РК. А это, в свою очередь, связано с ускорением процесса создания действенной единой системы иммиграционного контроля в нашей стране [7, с. 119].

Для общества с либеральной экономикой характерной особенностью остается законодательное закрепление принципов правового регулирования статуса иммигранта и миграционных служб с их взаимной ответственностью. Как верно отмечает В.Н. Хропанюк: «Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций» [6 С.243]. В нашей стране, к сожалению, многие вопросы миграции и демографии по-прежнему регламентируются подзаконными актами органов исполнительной власти. Следует согласиться с В.Н. Хропанюком, который считает, что ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования [6, с.243].

На наш взгляд, Закон Республики Казахстан «О миграции населения» должным образом не разграничивает полномочия ОВД и Комитета национальной безопасности в области отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры. Нам нельзя забывать, что  реальное становление правового механизма обеспечения национальной безопасности в Республике Казахстан осуществляется на основе взаимодействия и сотрудничества этих органов по вопросам въезда, пребывания и выезда иностранцев и лиц без гражданства [6, с.120].

Деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан в области внешней миграции, основанная на принципах уважения прав личности, законности, гласности, гуманизма и разграничения полномочий ОВД и ОНБ, осуществляется с целью обеспечения национальной безопасности и защиты основ конституционного строя Республики Казахстан. Это требует поиска нового правового механизма обеспечения отбора иммигрантов в зависимости от уровня их правовой культуры и реализации прав личности на свободу передвижения в Республике Казахстан. А без закрепления принципа правовой культуры в области миграции достичь этого не представляется возможным

Структура деятельности миграционных служб нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, необходимо создать подразделение по отбору иммигрантов в зависимости от их уровня и типа  правовой культуры. Вместе с тем, закрепление правомочия миграционных служб в области проведения тестирования иммигранта на знание Конституции РК с целью    определения уровня и  типа правовой культуры позволило бы осуществлять отбор высококвалифицированных специалистов-иммигрантов, для реализации Программы индустриализации страны. Легитимность всех иммиграционных процедур в сфере отбора иммигрантов, в которых нуждается страна, нашло бы свое отражение в Законе о демографии. Исходя из этого, миграционные службы в своей деятельности должны руководствоваться, прежде всего, принципом отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры .Уровень и тип  правовой культуры иммигранта –это тот важнейший принцип, который не нашел своего юридического закрепления в Законе О миграции населения. И вместе с тем  именно  это принцип определяет вопрос о целесообразности пребывания лица на территории РК. Исследуя проблему юридического закрепления принципа  повышения правовой культуры иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения, мы ведем речь о необходимости отбора тех высококвалифицированных специалистов, которые обладают  высоким уровнем правовой культуры и их проживание выгодно для страны с точки зрения реализации Программы индустриализации страны.

 Следует выделить следующие формы  взаимной связи повышения уровня и типа правовой культуры иммигранта  и притока в нашу страну высококвалифицированных специалистов для реализации Программы индустриализации страны:

-юридическое закрепление принципа повышения уровня и типа правовой культуры иммигранта в Законе РК О миграции населения; 

- реальность иммиграционного отбора с помощью проведения экзамена в форме   тестирования на знание Конституции РК;

-взаимосвязь функционирования иммиграционного отбора высококвалифицированных специалистов и стабильность основ конституционного строя РК  ;

- влияния иммиграционного отбора на повышение уровня и типа  правовой культуры иммигрантов;

-создавать подразделения иммиграционного отбора в структуре миграционных служб.

И формы воздействия иммиграционного отбора на повышение уровня и типа правовой культуры иммигранта в РК:

- влияние принципа отбора мигрантов в зависимости от уровня и типа  правовой культуры иммигранта в сфере реализации Программы индустриализации страны;

- изменение статуса миграционных служб в связи с отбором иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры ;

- закрепление в Законе о миграции населения принципа иммиграционного  отбора иммигранта с высоким уровнем правовой культуры;

- регулирование вопросов миграции и демографии посредством Закона о демографии, основанного на нормах Конституции РК.




 Заключение. Проблема юридического закрепления принципа повышения уровня  и типа правовой культуры иммигрантов, возникла в результате отсутствия отбора тех высококвалифицированных иммигрантов, деятельность которых будет полезна и выгодна для реализации Программы индустриализации РК. Это означает, что при всей актуальности миграционной проблемы, необходимо разработать закон о демографии, который будет учитывать культурный уровень иммигранта, его полезность и лояльность  интересам РК. Вместе с тем, формирование института отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа  правовой культуры в Республике Казахстан состоит в том, чтобы  данный институт смог  обеспечить  приток высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем правовой культуры. Это позволило бы  снизить приток малоквалифицированных и радикально настроенных иммигрантов, которые  могут быть причинить вред основам конституционного строя страны. Между тем приток иммигрантов с высоким уровнем правовой культуры позволило бы нашей стране осуществлять Программу индустриализации. Масштабы миграции, по мнению С. Кастлза, в целом возрастают, при этом мигранты во все большей степени различаются по социальным и культурным характеристикам, так что становится все труднее проводить различия между определенными типами миграции. Возрастает взаимосвязь и взаимовлияние государств, народов и культур(9,с.45).

Особенности современного состояния социальной и культурной реальности исследуются в работах 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, Ж. Делеза, Р. Йенсена, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, Э. Тоффлера(9,с.65). 




Источники:

1. Конституции государств Европейского Союза /Под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. – М.: Изд.гр. ИНФРА – М – НОРМА, 1997 – 816 с.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Аргументы и факты, 1989, 7 декабря, 8 с.

3. Конституция Республики Казахстан /На русском языке. – Алматы: «Credo», 1999.- 44 с.

4. Программа борьбы с преступностью в Республике Казахстан. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 года // САПП РК, 2000, № 44-45, ст.538, 425 с.

5.Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» от 10 февраля 2000 года //САПП РК, 2000, № 7, ст.75, 167 с.

6.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000. – 377 с.

7.Концепция миграционной политики Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года. //САПП РК, 2000, №38-39, ст. 449, 167 с.

8. Castells, M. The Rise of the Network Society, Oxford: Blackwell. 1996.

9. Жукова, И.В. О современном контексте мультикультурализма в Канаде. -М.: МосГУ, 2004.-128 с.




допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
СТАНОВЛЕННЯ І РОЗВИТОК РЕЛІГІЇ В ПОЛІТИКО-ПРАВОВІЙ ДОКТРИНІ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА
27.08.2015 15:04
ПРИНЦИПИ ПРАВА ЯК ВТІЛЕННЯ ІДЕЇ СПРАВЕДЛИВОСТІ В УКРАЇНСЬКІЙ СИСТЕМІ ПРАВОСУДДЯ
15.10.2015 16:25




© 2006-2021 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше