:: LEX :: РУКОВОДЯЩИЕ КАТАЛОГИ КАК СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИТАЕ
UA  RU  EN
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архів

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 61)

Термін подання матеріалів

16 травня 2024

До початку конференції залишилось днів 22


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

РУКОВОДЯЩИЕ КАТАЛОГИ КАК СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИТАЕ
 
10.02.2010 01:02
Автор: Олейников Олег Валентинович , аспирант Института Экономико-Правовых Исследований НАН Украины, магистр международного экономического и коммерческого права Университета Кюсю (LLM, Япония)
[Господарське право. Господарське процесуальне право]
В государственной регуляторной деятельности стран Восточной Азии метод рекомендации является одним из наиболее применяемых, что обусловлено глубокими историческими, религиозными и социальными предпосылками. Особый интерес представляет специальная регуляторная техника, направленная на достижение государственной политики путем сочетания правовых и внеправовых инструментов по воздействию на субъектов хозяйствования. Правительство путем создания стимулов и убеждения субъектов хозяйствования подталкивает их к выполнению действий, соответствующих государственной политике.
Целью настоящей статьи является освещение руководящих каталогов как средства правового регулирования инвестиционной деятельности в Китайской Народной Республике (далее - Китай). Руководящие каталоги являются важнейшими средствами формирования внешнеэкономической политики Китая и являются эффективными средствами воплощения задач политического курса в жизнь. Данная тема освещалась в работах Чиан Жоу [1], Поттера Питмэна [2], Рэндела Пееренбума [3], Чуан Леонтин [4], Бенджамина Ричардсона [5], Стэнли Любмэна [6], Брэда Бэкона [7], Митчела Силка и Ричарда Мэлиша [8]. Однако указанные авторы изучали лишь отдельные аспекты правового регулирования руководящих каталогов, что подчеркивает необходимость исследования каталогов как средства правового регулирования.
Руководящие указания Коммунистической партии Китая представляли собой основу для центральной плановой системы государства. Изначально руководства сперва утверждались Народным Конгрессом, а затем проводились в жизнь Государственным Советом. С началом политики «открытых дверей» и стремлением к верховенству права руководящие указания постепенно наполняются правовым содержанием.
В июне 1995 года комитет по государственному планированию совместно с министерством по внешней торговле и экономическому сотрудничеству (далее – МВТЭС) приняли Временное положение о регулировании иностранных инвестиций с каталогом отраслей промышленности для иностранного инвестирования, утвержденное Государственным советом. Временное положение дополняется (далее – Руководство-каталог). На сегодняшний день руководство-каталог неоднократно изменялся и дополнялся, но при этом остается основным базовым актом в сфере признания иностранных инвестиционных проектов.
Цель руководства - каталога двояка. С одной стороны, это намерение снизить неопределенность и неясность в регулировании иностранными инвестициями, а с другой стороны, это попытка правительства обеспечить соответствие иностранного инвестирования планам и целям государственной политики. [1] Поттер указывает, что правительство, демонстрируя открытость и прозрачность в регуляторном процессе, тем не менее, показывает пределы существующего государственного вмешательства. [2,с.122]
Руководство-каталог разделяет все инвестиционные проекты на 3 категории: поощряемые (например, энергосберегающее оборудование), ограниченные (например, связанные с ограниченными природными ресурсами) или запрещенные (причиняющее вред здоровью). Главный принцип данного средства – дозволенность, означающий, что любые другие проекты, не указанные в руководстве, считаются разрешенными. [1] Таким образом, в зависимости от приоритетов политического курса реализация проектов может стимулироваться правительством с помощью метода поощрения и создания дополнительных побуждений и преференциального обращения, или, наоборот, ограничиваться путем помещения проектов в соответствующий раздел каталога.
В руководстве-каталоге могут быть установлены дополнительные ограничения, например, путем введения условия о реализации проекта только совместными предприятиями, включающими китайское и иностранное участие. При этом китайское участие должно составлять долю не менее 51% или составлять относительную долю, превышающую долю каждого отдельного иностранного инвестора. [3] Однако в то же время руководство-каталог не предусматривает исключительный список всех ограничений, которые могут быть введены законодательством, что никак не играет в пользу открытости данного средства государственного регулирования.
Интересно отметить, что три самых главных инвестиционных закона Китая «О совместных предприятиях», «О совместных договорах» и «Предприятиях со 100% иностранным инвестированием» были дополнены ссылками на положения инвестиционного руководства-каталога. [6] Это подчеркивает важность данных инструментов.
После утверждения Государственным Советом решения о реформировании инвестиционной системы в 2004 году в Китае начались процессы децентрализации и понижения уровня контроля. Порог выдачи разрешений местным правительством был увеличен до 100 миллионов долларов для "поощряемых" и "разрешенных" проектов и до 50 миллионов долларов для "ограниченных" проектов. Кроме того, была упрощена процедура согласования проектов иностранного инвестирования, которые не используют средства государства. [6]
Сегодня актуальной проблемой является дискуссия о соответствии руководства-каталога требованиям ВТО. [7] Было даже высказано предположение о потере значимости данного средства после присоединения к ВТО. [4] Руководство-каталог действительно претерпело несколько изменений, вызванных вступлением Китая в ВТО, а также изменением приоритетов в инвестиционной политике страны. Так, например, в 2002 году с целью гармонизации законодательства с требованиями ВТО перечень поощряемых проектов возрос с 186 до 262, в то время как перечень ограниченных снизился со 112 до 75 отраслей. [5] Сегодня аргументируется, что Китай, как член ВТО, имеет право на введение отдельных запретов и ограничений. Например, общераспространенными ограничениями являются угроза для национальной безопасности, вред общественным интересам или окружающей среде. [3] То есть общий характер китайского инвестиционного руководства-каталога совместим с ВТО правилами, а вступление Китая в ВТО не привело к существенному снижению роли каталога.
В сфере инвестирования за рубеж министерство коммерции совместно с министерством иностранных дел Китая также используют каталог стран и отраслей промышленности для зарубежного инвестирования. Данное руководство представляет собой список предпочтительных секторов для инвестирования в 68 странах, выбранных правительством с целью достижения целей государственной политики. Этот каталог был утвержден правительством в соответствии с новым политическим курсом “Иди глобально”, согласно которому правительство поощряет компании принять участие в наиболее предпочтительных инвестициях, предлагая различные стимулы, включая приоритетный доступ к финансированию, налоговые уступки и благоприятный таможенный режим. [8] Следует отметить также иные важнейшие руководящие каталоги, такие как Каталог товаров, запрещенных к торговле с внешней переработкой, утвержденного в 2007 году совместно Министерством коммерции, Главным таможенным управлением и Главным управлением по защите окружающей среды.
Сегодня практику применения руководящих каталогов в сфере иностранного инвестирования успешно осваивают и в других странах. Например, правительство Российской Федерации разработало и утвердило список хозяйствующих субъектов стратегической важности Российской Федерации, которые подлежат особому порядку инвестирования. [9]
Таким образом, инвестиционный руководство-каталог в Китае представляет собой нормативный акт, направленный на достижение задач инвестиционной политики государства с помощью методов рекомендации и императивного указания. Официальная публикация позволяет обеспечить осведомленность хозяйствующих субъектов о приоритетах принятого политического курса, а обособленный перечень приоритетных отраслей промышленности облегчает задачу оперативного внесения изменения в список, что подтверждает гибкость и оперативность данного средства регулирования. Все это свидетельствует о целесообразности использования опыта Китая в законотворческой практике Украины. Сочетание методов рекомендации и императивного предписания в руководящих каталогах позволяют достигать паритет государственных и частных интересов в развитии инвестиционной деятельности.

Список использованных источников и литературы
1. Jian Zhou, National Treatment in Foreign Investment Law: A Compartive Study from a Chinese Perspective, 10 Touro Int'l L. Rev. 39 (2000), available at http://www.lexisnexis.com.
2. Potter Pitman, The Chinese Legal System: Globalization and Local Legal Culture (Routledge, 2001).
3. Randall Peerenboom, The New Foreign Investment Guidelines, CHINA LAW AND PRACTICE, April 2002, available at: http://www.chinalawandpractice.com/Article/1693676/Search/Results/The-New-Foreign-Investment-Guidelines-and-Market-Reform-in-China.html?Keywords=New+Foreign+Investment+Guidelines.
4. Chuang Leontine D., Investing in China's Telecommunications Market: Reflections on the Rule of Law and Foreign Investment in China, 20 Northwestern Journal of International Law & Business 509 (2000)
5. Benjamin Richardson J., Is East Asia Industrializing Too Quickly? Environmental Regulation in Its Special Economic Zones, 22 Ucla Pac. Basin L.J. 150 (2004), available at http://www.lexisnexis.com.
6. Stanley Lubman, Looking For Law in China, 20 Colum. J. Asian L. 1 (2006), available at http://www.lexisnexis.com.
7. Brad Bacon L., The People's Republic of China and the World Trade Organization: Anticipating a United States Congressional Dilemma, 9 Minn. J. Global Trade 369 (2000), available at http://www.lexisnexis.com; also Chuang, supra note 119.
8. Mitchell Silk & Richard Malish, Legal Implications Of A Rising China: Are Chinese Companies Taking Over the World?, 7 Chicago Journal of International Law 105 (2006), available at http://www.lexisnexis.com.
9. Список хозяйствующих субъектов стратегической важности Российской Федерации доступен на: http://www.government.ru/ content/ governmentactivity/ mainnews/ 4be99bcb0e2341c4b6d8774f9a18a4c4.doc (последнее посещение 10 июля 2009).

e-mail: oleg_oleinikov@yahoo.com

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ОСНОВНІ НАПРЯМИ УДОСКОНАЛЕННЯ ПРОЦЕДУРИ ВИДАЧІ ЛІЦЕНЗІЇ НА ЗДІЙСНЕННЯ ПЕВНОГО ВИДУ ГОСПОДАРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
10.02.2010 00:55
ДО ПРОБЛЕМИ ДІЯЛЬНОСТІ БУКМЕКЕРСЬКИХ КОНТОР В УКРАЇНІ
10.02.2010 00:49
ПРОБЛЕМИ ЗАКОНОДАВЧОГО РЕГУЛЮВАННЯ ЗАХИСТУ ПРАВ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДАРЮВАННЯ ШЛЯХОМ ОСПОРЮВАННЯ АРБІТРАЖНИХ РІШЕНЬ
08.02.2010 18:25
ПРАВОВА ХАРАКТЕРИСТИКА ВІДНОСИН МІЖ ЗАСНОВНИКАМИ ТА ДЕРЖАВНИМ РЕЄСТРАТОРОМ У ПРОЦЕСІ СТВОРЕННЯ КОРПОРАЦІЇ
06.02.2010 16:41
ЩОДО КОМПЕТЕНЦІЇ ТРЕТЕЙСЬКИХ СУДІВ В УКРАЇНІ
06.02.2010 14:24
СПІВВІДНОШЕННЯ ОПЕРАТИВНО-ГОСПОДАРСЬКИХ САНКЦІЙ ТА ГОСПОДАРСЬКО-ПРАВОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ
06.02.2010 14:20




© 2006-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше