:: LEX :: ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
UA  RU  EN
 
  Главная
  Как принять участие в научной конференции?
  Календарь конференций
  Редакционная коллегия. ОБ «Наукова спильнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архив

Актуальные исследования правовой и исторической науки (выпуск 61)

Срок представления материалов

16 мая 2024

До начала конференции осталось дней 28


  Научные конференции
 

  Полезные правовые интернет ресурсы
 

 Полезные ссылки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Счетчики


 Ссылки


 Кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
 
29.09.2014 21:51
Автор: Сорговицкий Олег Викторович, студент факультета экономики и права Барановичского государственного университета, Стойчевски Даниел Драганович, студент факультета экономики и права Барановичского государственного университета
[Секция 2. Конституционное право. Конституционное процессуальное право. Международное право]

Институт гражданства Европейского союза является достаточно интересным. Во-первых, гражданство предоставляется государством, а Европейский союз государством не является, хотя и имеет некоторые черты государства. Во-вторых, ни одно из объединений государств либо международная организация, как иногда рассматривается Европейский союз, не имеет института гражданства.

Институт гражданства Европейского союза был предусмотрен Договором о Европейском союзе 1992 г. В соответствии со ст. 9 Договора гражданами Союза признаются граждане всех государств-членов. Получение национального гражданства влечет за собой одновременно приобретение гражданства Союза [1]. 

Можно сделать вывод о том, что процесса отдельного приобретения гражданства Европейского союза нет. Нормы национального права государств-членов (а их в настоящее время 28) регламентируют основания и процесс приобретения гражданства государства-члена Европейского союза, а значит, эти нормы могут серьезно отличаться друг от друга, следовательно, и процесс получения единого европейского гражданства будет различным в разных государствах-членах Европейского союза.

В большинстве стран Европейского союза для получения гражданства необходимо соблюсти следующие требования: необходимо проживать на территории государства-члена определенное количество лет (10 лет в Италии, 5 лет в Латвии, 8 лет в ФРГ) и знать государственный язык данного государства, основы его правовой и государственной системы. Однако нам представляется целесообразным, чтобы все страны Европейского союза унифицировали процедуру получения гражданства – определили единый срок, необходимый для проживания в государстве-члене Европейского союза (например, 5 лет). Также можно согласовать и иные требования: знания о государственном языке, о правовой и государственной системе и др. Данную процедуру унификации целесообразно было бы осуществить с помощью институтов Европейского союза. 

Известно, что право Европейского союза основано на принципе интегративности, в соответствии с которым нормы права Европейского союза рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права [3, c. 73].

По нашему мнению, данная мера способствовала бы созданию единых условий и порядка получения гражданства Европейского союза.

Гражданство Союза преследует цели, обращенные в будущее: усилить защиту прав и свобод личности, а также повысить притягательность европейской интеграции среди рядовых членов Сообщества [3, c. 84].

Как подчеркивается в Договоре, европейское гражданство предоставляет гражданам новые права и обязанности по отношению к Союзу и не заменяет, а дополняет гражданство государств Европейского союза [1].

Прежде всего, граждане Европейского союза имеют право избирать и быть избранными в Европейский парламент независимо от места жительства (ст. 39, 40 Хартии). Кроме того, гражданин может голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане государства, в котором он проживает [2].

Гражданин Европейского союза обладает правом на дипломатическую и консульскую защиту на территории третьего государства, в котором его государство не имеет своего дипломатического или консульского представительства, на тех же условиях, что и гражданин государства-члена, у которого такое представительство имеется [2]. Это является довольно интересным и прогрессивным положением, которое, несомненно, призвано еще больше повысить защиту граждан Европейского союза за рубежом.

За гражданами Европейского союза закрепляются отдельные права по отношению к некоторым институтам Европейского союза. В частности, они вправе обращаться индивидуально или совместно с другими гражданами с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в его компетенцию, а также обращаться к Европейскому омбудсмену с жалобами на плохую организацию деятельности институтов и органов Союза [2].

Граждане Европейского союза могут свободно передвигаться как по территории своих стран, так и по территории Европейского союза, выбирать место жительства по своему усмотрению [2].

Экономические и социальные права граждан Европейского союза одинаковые по сравнению с гражданами, имеющими национальное гражданство. Правда, существуют определенные ограничения на доступ к государственной службе и управление государством [3, c. 84].

В то же время, гражданство Европейского союза не обременяет граждан новыми обязанностями, что, несомненно, является большим плюсом.

Таким образом, можно выделить следующие особенности гражданства Европейского союза:

1) гражданство Европейского союза предоставляется автоматически гражданам государств-членов Европейского союза;

2) гражданство Европейского союза является производным от гражданства государств-членов Европейского союза;

3) гражданство Европейского союза предоставляет гражданам дополнительные права, но не налагает обязанности;

4) гражданство Европейского союза не заменяет, а дополняет гражданство государств-членов Европейского союза;

5) процедура получения гражданства Европейского союза зависит от конкретных требований, которые предъявляются государствами-членами Европейского союза к кандидатам на получение гражданства государств-членов Европейского союза. Данные требования различны. По нашему мнению необходимо выработать единые требования и процедуру получения гражданства государств-членов Европейского союза. Данная процедура могла бы быть выработана институтами Европейского союза, основываясь на принципах гармонизации и интегративности права Европейского союза. 

В заключение хочется отметить, что наличие института гражданства в Европейском союзе подчеркивает высокую степень интеграции государств для построения сильного и процветающего, единого европейского общества.




Литература:

1. Договор о Европейском Союзе // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu.html. – Дата доступа: 23.09.2014.

2. Хартия Европейского Союза об основных правах // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/charter.html. – Дата доступа: 23.09.2014.

3. Пастухов, М.И. Европейское право / М.И. Пастухов. – Минск : Тетралит, 2013. – 128 с.

_________________________________

Научный руководитель – Трафимчик Инна Валентиновна, м. ю. н., преподаватель

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ЩОДО ВЗАЄМОУЗГОДЖЕНОСТІ ПРИНЦИПІВ НАЦІОНАЛЬНОГО ТА МІЖНАРОДНОГО ПРАВА
13.09.2014 16:11




© 2006-2024 Все права защищены При использовании материалов сайта, ссылка на www.lex-line.com.ua обязательна!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше