:: LEX :: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
UA  RU  EN
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архів

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 60)

Термін подання матеріалів

16 квітня 2024

До початку конференції залишилось днів 20


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
 
06.09.2014 16:19
Автор: Ермакова Анна Станиславовна, кандидат философских наук, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
[Секція 1. Теорія та історія держави і права. Історія політичних і правових вчень. Філософія права]

Право и религия тесно переплетены между собой, так как при построении любого государства в правовом сознании всегда присутствуют религиозные воззрения. Каждый волен исповедать любой способ распоряжения своей жизнью, но реально распоряжаться ею он свободен лишь в пределах аналогичной свободы других людей. Не все вероисповедания разделяют это положение. Такие вероисповедания сами ставят себя вне свободы совести, и поэтому они должны быть ограничены в своих проявлениях. Общество обязано держать их под контролем и прямо запрещать широкую пропаганду и организованное исповедание тех религиозных учений, которые даже косвенно толкают своих последователей на преступления. Учёные считают, что природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий, государство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической форме, языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. В этом проявляется прямая связь права и духовного начала. Право возникает непосредственно из требований религиозной идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, не разделяющих данных религиозных убеждений. Стремление воплотить в законах и других юридических источниках права справедливость свойственно позитивному праву, созданному многими государствами прошлого и современности. И, невзирая на все различия в понимании справедливости отождествления права со справедливостью никогда не было ни абсолютной истиной, ни абсолютной ложью [1].

С распадом СССР, с введением политики «перестройки» и демократии, в странах СНГ возникли новые религиозные организации, а в их среде деструктивные культы, вкладывающие в развитие духовности россиян десятки миллионов долларов, использующих мощные психотехнологии, направленные против личности и общества. Их появление обусловлено сменой и взаимовлиянием мировых парадигм и культур, кризисом традиционных вероисповеданий. Представляется оправданным применение термина «кризисные культы» относительно сущности деструктивных культов. Рассмотрев особенность вероучения наиболее деструктивных по своей сущности культов, можно классифицировать их следующим образом: наукологичные (сайентология, «наука разума»); эзотеричные; (Агни-йога, теософия); христианские; (харизматы, церковь «Иисуса Христа»); восточные культы; (АУМ Синрике, культ Шри Чинмоя); языческие и оккультные; (РУН-Вера, «Родная вера»); демонические (сатанинские) («церковь сатаны» «черное братство»).       Вследствие постоянной психологической обработки со стороны лидеров деструктивных неокультов, возникает тенденция «трансформация группового и индивидуального сознания» ее членов [2, c.82].

Вызывает опасения в странах СНГ тенденция активного вмешательства новых религиозных формирований в политические процессы, а обеспечить стабильность и процветание современному государству может только строгий правопорядок в области религиозной политики. В этой ситуации важнейшими правовыми принципами, лежащими в основе урегулирования межконфессиональных конфликтов должны выступать - толерантность, гуманизм, милосердие, ненасилие, объективность, диалогичность между религией и наукой. Человек - не цель или средство разрешения религиозных конфликтов. 

      В Украине, с приходом к власти новой политической команды, законодательный орган - Верховная Рада пока не готова решать проблемы, связанные с реализацией законодательства в области религии. Утвержденные вице-премьер министром Украины по вопросам гуманитарной политики Украины «Мероприятия по нейтрализации деятельности деструктивных тоталитарных культов, минимализации их негативного влияния на общество» (1997) носят декларативный характер. Профессор-богослов А. Дворкин констатировал, что «сектантских формирований в Украине больше, чем в России [3]. 

Вопросы соотношения закона и свободы должны решаться в контексте объективного права, которое «тождественно определению свободы в ее субъективном понимании, поскольку последняя мыслится ограниченной, отмеренной, поставленной в определенные рамки» (Баранов П.П., Несмеянов Е.Е., Шпак В.Ю). За нарушение требований законодательства в области прав и свобод личности, наступает юридическая ответственность. К тому же, право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках,  но и наличные (субъективные права физических и юридических лиц, их правомочия). В первом случае речь идет о праве в объективном смысле, во втором – о праве в субъективном смысле (субъективном праве). Эти термины общеприняты в юридической науке. Государство  обязано иметь средства надежного и действенного контроля над соблюдением религиозными объединениями законодательства в отношении прав и свобод граждан. Уверена, что законодательно целесообразно запретить деятельность  религиозных культов деструктивного характера, на основании совместной экспертной оценки специалистов-религиоведов, психиатров, компетентных представителей органов самоуправления, правоохранительных органов. Данный опыт регулирования деятельности религиозных организаций давно используется  за рубежом. Так, во Франции Национальное собрание проголосовало за законопроект «против новых религиозных движений», предусматривающий от 3 до 5 лет лишения свободы, а также штраф от 300 до 500 тысяч франков за «вовлечение в «секту». В США действует закон «об ответственности за психонасилие»,  имеющий более 2000 правовых норм, которые регулируют взаимоотношения государства с религиозными организациями. Новое законодательство Японии позволяет правоохранительным органам осуществлять трехлетний надзор за деятельностью новых религиозных организаций. Полиции разрешено производить обыски по месту расположения сект, члены которых обвинялись в массовых убийствах. В Великобритании государственные инстанции, в том числе и суды, придерживаются установки, согласно которой религией признается система взглядов, имеющая теистическое содержание. Так, основываясь на данной концепции, суды в этой стране отказывают признать сайентологов благотворительной организацией, освобожденной от уплаты налогов, поскольку последняя является «философией существования», а не религией. В  Греции, где большинство граждан по вероисповеданию являются православными, в законодательстве закреплены нормы, ограничивающие права католических и протестантских организации. В 1999 году в Польше при Премьер-министре создан специальный «экспертный совет» из представителей министерств,  координирующих религиозную сферу общества. Данный совет координирует деятельность государственных органов по противостоянию распространению сектантства в государстве. В Бельгии в целях  надзора  за «сектантской средой и новыми культами» создана специальная служба «Сюрте де Л-Ета», которая также собирает всю необходимую информацию о нарушении законодательства на религиозной почве. Учитывая позитивный международный опыт в области совершенствования религиозной политики, в странах СНГ законодательные органы только приступили к рассмотрению и реализации законопроектов в области религии, направленных на поддержание психологической безопасности, защиту прав и свобод граждан, в большинстве своем исповедывающих традиционные религии (Армения, Белоруссия, Россия, Литва, Латвия) [4]. 

Таким образом, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в различных цивилизациях, различных мировых религиях, различных регионах мира. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Оно достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку. И это понятно, так как в этих системах социальной регуляции выражаются целесообразные формы человеческого общения и поведения. Разрушение религиозных основ, где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия [5].




Литература:

1. Паращевін М. А. «Інтегративна роль релігії: історико–соціологічний нарис» / М. А. Паращевін.  – К. : Інститут соціології НАН України, 2004. – 152 с.

2. Николин А. Церковь и государство / А. Николин // Сретенский монастирь, 1997. Николин А. (свящ. ) Церковь и государство (история правовых отношений) – Изд–во Сретенского монастыря, 1997. – 430 с. 

3. Цыган В. Церковное право / В. Цыган. - М: Мысль, 1996. – 256 с. 

4. Лешан В. Релігія і політика : специфіка взаємодії та українські реалії  / В. Лешан // Релігія та соціум. – 2008. – №1. – С. 92 – 96.

5. Саган О. Політологія релігії / О. Саган //Академічне релігієзнавство. Підручник. За наук. ред. проф. А. Колодного. – К. : Світ Знань, 2000. – С. 582 – 603. 



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ІСТОРИЧНІ УМОВИ РОЗВИТКУ ЄВРЕЙСЬКОЇ ПРАВОВОЇ СИСТЕМИ В ПЕРІОД СУДДІВ
29.09.2014 21:38
СПАДОК МИНУЛОГО – ДЛЯ ІДЕЙ СУЧАСНОСТІ
26.09.2014 14:37
СПІВВІДНОШЕННЯ РАЦІОНАЛЬНОГО ТА ГУМАНІСТИЧНОГО ВИМІРІВ В ІНСТИТУТІ ПОКАРАННЯ У КОНТЕКСТІ ЗАХІДНОЄВРОПЕЙСЬКОЇ ПРАВОВОЇ ТРАДИЦІЇ
15.10.2014 21:14




© 2006-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше