АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
12.04.2010 08:06
Автор: Аксёнова Ирина Анатольевна, студентка 4 курса Экономико-правового факультета Одесской Национальной Юридической Академии в г.Симферополь
[Право інтелектуальної власності та його захист. Інформаційне право]
Составной частью особой системы права Европейского Союза (ЕС) является институт права интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности, как неотъемлемого права человека, провозглашена в ч.2 ст.17 Хартии основных прав Европейского Союза, подписанной в Ницце 7 декабря 2000 года. Создание единственного европейского рынка нуждается в гармонизации соответствующего национального законодательства государств-членов ЕС, а также улучшении системы защиты интеллектуальных прав на межгосударственном уровне.
В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Украиной (далее Соглашение), есть ряд специальных норм, посвященных вопросам создания надлежащего уровня охраны и реализации прав интеллектуальной собственности. В частности, в ст.50 Соглашения отмечено, что «Украина продолжит совершенствовать защиту права на интеллектуальную собственность для того, чтобы обеспечить уровень защиты, аналогичный существующему в Содружестве, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав». [1]
В нашей стране, в последнее время, повышается уровень защиты прав интеллектуальной собственности. Позитивные сдвиги произошли в сфере авторского права и смежных прав. Произведено значительное количество регистраций прав автора на произведение, внедрен мониторинг телерадиоканалов, усилен как государственный контроль за использованием объектов авторского права и смежных прав, так и контроль со стороны субъектов хозяйствования.
Практика применения национального законодательства обнаружила проблемы, связанные с построением в Украине цивилизованного рынка объектов права интеллектуальной собственности, прежде всего в сфере авторского права и смежных прав. Однако, к сожалению, все еще распространенным явлением украинского рынка является неправомерное использование объектов авторского права и смежных прав, что приводит к уменьшению базы налогообложения, ухудшению международного имиджа Украины, снижению ее инвестиционной привлекательности и упадку отечественной индустрии, которая базируется на авторском праве и смежных правах. [2]
Право интеллектуальной собственности Европейского Союза имеет существенное значение при сотрудничестве учреждений и организаций Украины и государств-членов ЕС по проведению научных исследований, передачи технологий. Это необходимо для защиты авторских и смежных прав, а также как ориентир, в соответствии с которым должно быть адаптировано законодательство Украины согласно Соглашению, а также Закону Украины "Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза" от 14 января 2009 года. [3]
Для реализации гармонизации и унификации законодательства, а также предотвращения использования прав интеллектуальной собственности с целью недобросовестной конкуренции, руководящие органы ЕС принимают такие меры, как участие в роботе основных международных организаций по вопросам охраны интеллектуальной собственности, подготовка специальных разделов для соглашений о присоединении к ЕС будущих членов. Но главным является принятие соответствующих актов органов Европейского Союза.
Развитие научно-технического прогресса привело, в последние десятилетия, к расширению номенклатуры охраноспособных объектов. Учитывая это, в ЕС трансформируется патентное законодательство с учетом специфической природы новых объектов.
Как бесспорный успех, на пути последующего развития европейского законодательства о защите права интеллектуальной собственности, расценивается принятие Директивы 2004/48/ЕС, которая предусматривает усиление борьбы с пиратством, контрафакцией и другими нарушениями как в сфере авторского права и смежных прав, так и в сфере промышленной собственности. [4] Можно констатировать, что сформировался нормативный скелет общеевропейского законодательства в данной отрасли.
Разумеется, что Украина, как европейское государство, не может быть в стороне от этих процессов. Хотя она и не является кандидатом на вступление в интеграционные структуры ЕС, между ней и ЕС установлены правовые связи, которые нуждаются в последующем развитии. С целью определения путей развития и совершенствования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности, предлагается проект концепции развития государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности на 2009–2014 года.
С подписанием Соглашения с ЕС, Украина взяла на себя обязательство привести национальное законодательство интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Евросоюза. Достижения Евросоюза в отрасли правовой охраны интеллектуальной собственности весомы и общепризнанны. Заимствование положительного опыта ЕС в этой сфере обеспечит большую динамику в общем интеграционном движении нашей страны в Евросоюз.
Литература:
1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами. Люксембург. 14.06.1994 г.
2. Бочарова Н. Право интеллектуальной собственности ЕС. Гармонизация с национальным законодательством. // Журнал Верховной Рады Украины «Віче» 2006 г.
3. Капица Ю. Развитие права интеллектуальной собственности в Европейском союзе // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченка. - 2006. - №33-34
4. Директива Европейского парламента и Совета 2004/48/ЕС от 29 апреля 2004 г. о принуждении к соблюдению прав на интеллектуальную собственность
e-mail: bagira.iaa@gmail.com
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter