:: LEX :: НАУКА БЕЗ СОВЕСТИ ОПУСТОШАЕТ ДУШУ: ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ
   
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Акція! 100 грн на мобільний
  Наші збірники

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 27)

Термін подання матеріалів

17 листопада 2020

До початку конференції залишилось днів 17


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

НАУКА БЕЗ СОВЕСТИ ОПУСТОШАЕТ ДУШУ: ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ
 
16.11.2006 18:27
Автор: Пистряк Дарья Викторовна, студентка 61 группы факультета №7 Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого
[Міжнародне публічне право]
Сегодня все более очевидно, что прогресс, помимо достижений порождает множество опасностей. Особое беспокойство вызывают возможные последствия новейших медико-биологических открытий. Расшифровка генома человека, генная терапия, искусственное оплодотворение, эвтаназия, клонирование - вот далеко неполный список проблем, требующих осмысления с позиций этики. Именно на стыке морально-этических, медицинских и правовых аспектов данной проблемы и возникла биоэтика.
Термин биоэтика был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Р. Поттером. Примерно в те же годы американский медик А. Хеллегерс дал такую трактовку биоэтики: это новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высоко технологичная медицина. Именно Хеллегерс придал биоэтике академический статус и способствовал её признанию в биомедицинских науках, политике и СМИ.
Биоэтику можно понимать как продолжение традиционной медицинской этики, ведущей своё начало, по меньшей мере, от Гиппократа. Однако есть существенные отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный характер и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным агентом является врач. Для биоэтики же, напротив, характерно то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент, а значит, и бремя ответственности распределяется между обеими сторонами.
Традиционно считалось, что первая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Сегодня нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента ныне считается недопустимым. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Поэтому на современном этапе важнейшей моделью моральной медицины является модель, основанная на принципе информированного согласия.
Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия. Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей.
Добровольность согласия - принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Она подразумевает неприменение со стороны врача принуждения, обмана и угроз. В связи с этим можно говорить о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике.
Как уже было сказано, перечень биоэтических проблем довольно широк. Вопросы, рассматриваемые биоэтикой можно объединить в несколько групп:
1. Проблемы развития трансплантационной хирургии включают не только медицинский, но и юридический, социальный и нравственный аспекты. Один из наиболее деликатных вопросов - забор органов после смерти человека. Медики и широкая общественность разделились на 2 лагеря: либералов и консерваторов. Либеральная позиция сводится к оправданию, обоснованию и пропаганде трансплантации как нового направления в медицине. Консервативная позиция во многом перекликается с позицией церкви.
2. Технологии искусственной репродукции человека стали еще одним источником моральных дилемм. Они нередко включают манипуляции с человеческими эмбрионами, которые при этом обрекаются на гибель. Конвенция о Правах Человека и Биомедицине устанавливает два принципа, касающихся эмбрионов: запрет использования медицинских методов выбора пола будущего ребенка и создание человеческих эмбрионов для исследовательских целей.
3. Проблемы использования в исследовательских и терапевтических целях стволовых клеток, особенно эмбриональных стволовых клеток. С одной стороны, применение таких клеток, изымаемых у эмбрионов, особенно удобно и перспективно с точки зрения исследователей; с другой стороны, для их получения приходится умерщвлять жизнеспособные эмбрионы человека.
4. Немало биоэтических проблем связано с прогрессом генной инженерии: генодиагностикой, позволяющей устанавливать наличие в генах дефектов; генотерапией, направленной на излечение генетически обусловленных патологий организма; возможностями применения методов генной инженерии для «улучшения» человека (евгеника).
5. Проблемы этического и правового регулирования биомедицинских исследований, проводимых с участием человека. Для защиты испытуемых разработан механизм этической экспертизы исследовательского проекта. Такую экспертизу в обязательном порядке проходит каждая заявка на биомедицинское исследование. Другой механизм, призванный защитить здоровье, права и достоинство испытуемых это — информированное согласие.
6. Еще одна проблема - это гуманное отношение к животным Проводимые опыты на теплокровных животных в различных областях медико-биологических исследований нередко являются травмирующими, вызывающими их гибель. В связи с этим в дискуссиях об опытах на животных продолжается противостояние сторонников и противников экспериментов.
Обязательной является этическая оценка поведения медицинских и научных работников при проведении эвтаназии, клонирования, при осуществлении жизнеподдержания больного, при диагностировании и лечении психических заболеваний и др.
Все исследования, объектами которых являются люди, должны проводиться в соответствии с тремя основными этическими принципами, которыми являются уважение личности, благодеяние и справедливость.
Литература:
1. Мартыненко А. Биоэтика-выбор добра//Науково-популярний та станово-побутовий журнал Фармацевт-Практик.-2003.-№2.-стр.28-29 10'2003,9'2005.
2. Ткаченко Т. Этапы трудного пути // Науково-популярний та станово-побутовий журнал Фармацевт-Практик.-2003.-№10.-стр.28-31
3. Демецкая А. Орган нужен не мертвым// Науково-популярний та станово-побутовий журнал Фармацевт-Практик.-2005.-№9.-стр.76-78
4. Материалы первого национального конгресса по биоэтике
5. Голубев И. Смысл биоэтики - в соблюдении интересов пациента// Человек и закон.- 2001.-№3ю-стр.80-82
6. Артамонова О. Біоетика експериментування над живими істотами// Безпека життєдіяльності.- 2005.-№10.-стр.45-48
7. Практические рекомендации для комитетов по этике клинических исследователей, врачей и студентов // Под общей редакцией член-корр. РАМН, проф. Ю.Б. Белоусова, Москва, 2005 г.
8. Вводная часть Руководств CIOMS (Совета Международных организаций медицинских наук) по проведению биомедицинских исследований на человеке, 2002 г.
допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




© 2006-2020 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше