:: LEX :: ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
UA  RU  EN
 
  Главная
  Как принять участие в научной конференции?
  Календарь конференций
  Редакционная коллегия. ОБ «Наукова спильнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архив

Актуальные исследования правовой и исторической науки (выпуск 61)

Срок представления материалов

16 мая 2024

До начала конференции осталось дней 8


  Научные конференции
 

  Полезные правовые интернет ресурсы
 

 Полезные ссылки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Счетчики


 Ссылки


 Кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
 
29.09.2014 21:51
Автор: Сорговицкий Олег Викторович, студент факультета экономики и права Барановичского государственного университета, Стойчевски Даниел Драганович, студент факультета экономики и права Барановичского государственного университета
[Секция 2. Конституционное право. Конституционное процессуальное право. Международное право]

Институт гражданства Европейского союза является достаточно интересным. Во-первых, гражданство предоставляется государством, а Европейский союз государством не является, хотя и имеет некоторые черты государства. Во-вторых, ни одно из объединений государств либо международная организация, как иногда рассматривается Европейский союз, не имеет института гражданства.

Институт гражданства Европейского союза был предусмотрен Договором о Европейском союзе 1992 г. В соответствии со ст. 9 Договора гражданами Союза признаются граждане всех государств-членов. Получение национального гражданства влечет за собой одновременно приобретение гражданства Союза [1]. 

Можно сделать вывод о том, что процесса отдельного приобретения гражданства Европейского союза нет. Нормы национального права государств-членов (а их в настоящее время 28) регламентируют основания и процесс приобретения гражданства государства-члена Европейского союза, а значит, эти нормы могут серьезно отличаться друг от друга, следовательно, и процесс получения единого европейского гражданства будет различным в разных государствах-членах Европейского союза.

В большинстве стран Европейского союза для получения гражданства необходимо соблюсти следующие требования: необходимо проживать на территории государства-члена определенное количество лет (10 лет в Италии, 5 лет в Латвии, 8 лет в ФРГ) и знать государственный язык данного государства, основы его правовой и государственной системы. Однако нам представляется целесообразным, чтобы все страны Европейского союза унифицировали процедуру получения гражданства – определили единый срок, необходимый для проживания в государстве-члене Европейского союза (например, 5 лет). Также можно согласовать и иные требования: знания о государственном языке, о правовой и государственной системе и др. Данную процедуру унификации целесообразно было бы осуществить с помощью институтов Европейского союза. 

Известно, что право Европейского союза основано на принципе интегративности, в соответствии с которым нормы права Европейского союза рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права [3, c. 73].

По нашему мнению, данная мера способствовала бы созданию единых условий и порядка получения гражданства Европейского союза.

Гражданство Союза преследует цели, обращенные в будущее: усилить защиту прав и свобод личности, а также повысить притягательность европейской интеграции среди рядовых членов Сообщества [3, c. 84].

Как подчеркивается в Договоре, европейское гражданство предоставляет гражданам новые права и обязанности по отношению к Союзу и не заменяет, а дополняет гражданство государств Европейского союза [1].

Прежде всего, граждане Европейского союза имеют право избирать и быть избранными в Европейский парламент независимо от места жительства (ст. 39, 40 Хартии). Кроме того, гражданин может голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане государства, в котором он проживает [2].

Гражданин Европейского союза обладает правом на дипломатическую и консульскую защиту на территории третьего государства, в котором его государство не имеет своего дипломатического или консульского представительства, на тех же условиях, что и гражданин государства-члена, у которого такое представительство имеется [2]. Это является довольно интересным и прогрессивным положением, которое, несомненно, призвано еще больше повысить защиту граждан Европейского союза за рубежом.

За гражданами Европейского союза закрепляются отдельные права по отношению к некоторым институтам Европейского союза. В частности, они вправе обращаться индивидуально или совместно с другими гражданами с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в его компетенцию, а также обращаться к Европейскому омбудсмену с жалобами на плохую организацию деятельности институтов и органов Союза [2].

Граждане Европейского союза могут свободно передвигаться как по территории своих стран, так и по территории Европейского союза, выбирать место жительства по своему усмотрению [2].

Экономические и социальные права граждан Европейского союза одинаковые по сравнению с гражданами, имеющими национальное гражданство. Правда, существуют определенные ограничения на доступ к государственной службе и управление государством [3, c. 84].

В то же время, гражданство Европейского союза не обременяет граждан новыми обязанностями, что, несомненно, является большим плюсом.

Таким образом, можно выделить следующие особенности гражданства Европейского союза:

1) гражданство Европейского союза предоставляется автоматически гражданам государств-членов Европейского союза;

2) гражданство Европейского союза является производным от гражданства государств-членов Европейского союза;

3) гражданство Европейского союза предоставляет гражданам дополнительные права, но не налагает обязанности;

4) гражданство Европейского союза не заменяет, а дополняет гражданство государств-членов Европейского союза;

5) процедура получения гражданства Европейского союза зависит от конкретных требований, которые предъявляются государствами-членами Европейского союза к кандидатам на получение гражданства государств-членов Европейского союза. Данные требования различны. По нашему мнению необходимо выработать единые требования и процедуру получения гражданства государств-членов Европейского союза. Данная процедура могла бы быть выработана институтами Европейского союза, основываясь на принципах гармонизации и интегративности права Европейского союза. 

В заключение хочется отметить, что наличие института гражданства в Европейском союзе подчеркивает высокую степень интеграции государств для построения сильного и процветающего, единого европейского общества.




Литература:

1. Договор о Европейском Союзе // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu.html. – Дата доступа: 23.09.2014.

2. Хартия Европейского Союза об основных правах // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/charter.html. – Дата доступа: 23.09.2014.

3. Пастухов, М.И. Европейское право / М.И. Пастухов. – Минск : Тетралит, 2013. – 128 с.

_________________________________

Научный руководитель – Трафимчик Инна Валентиновна, м. ю. н., преподаватель

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ЩОДО ВЗАЄМОУЗГОДЖЕНОСТІ ПРИНЦИПІВ НАЦІОНАЛЬНОГО ТА МІЖНАРОДНОГО ПРАВА
13.09.2014 16:11




© 2006-2024 Все права защищены При использовании материалов сайта, ссылка на www.lex-line.com.ua обязательна!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше